123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно




А.В. Минин

Омск, филиал Института археологии и этнографии СО РАН

СИСТЕМА ЗАХОРОНЕНИЙ НА КЛАДБИЩАХ РУССКИХ
ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Целью данной работы является определить степень традиционности системы захоронений на кладбищах русских Омского Прииртышья. В настоящее время порядок захоронений определяется по «Закону о погребальном и похоронном деле», он оказывает существенное влияние на формирование фамильно-родовых участков. Работа по изучению системы захоронений позволяет выявить особенности традиционного уклада в том или ином населенном пункте. В свою очередь сопоставление генеалогического материала и плана кладбищ, полученного путем инструментальной съемки, служит источником для выявления групп родственных захоронений, их этносоциальной характеристики. Эта информация в свою очередь важна для реконструкции истории фамильно-родовых кланов, свидетельствует о длительности проживания семей в населенном пункте (Минин А.В., 2004. – С. 331–332).

В отдаленных населенных пунктах традиции при захоронениях соблюдаются в большей степени, в других местах – почти не соблюдаются, но тем не менее при работе на различных кладбищах просматривается определенная традиционность. Признак группового деления местного населения прослеживается на многих кладбищах русских Среднего Прииртышья, что, прежде всего, связано с традиционным выбором места захоронения. Критерием выбора являлись близость к могилам родственников, красота выбранного участка, наличие свободного пространства рядом. Обычно о выборе места определенным лицом становилось широко известно в селе. Захваты выбранного места порой приводили к конфликтам и недовольствам среди жителей конкретного населенного пункта (Бережнова М.Л., 1997. – С. 165).

Результатом целенаправленного выбора места являлось формирование семейных участков на кладбище, где хоронили представителей трех-четырех родственных семей. Как правило, такие участки огораживаются отдельной оградой, и некоторые кладбища превращаются в непроходимое место, как, например, это случилось в д. Атак Тарского района Омской области. В этом населенном пункте кладбище сохранилось практически в тех же самых границах, каким оно было в начале ХХ в., об этом свидетельствуют прежние границы кладбища. При этом захоронения умерших совершались рядом с родственниками. Всего было зафиксировано 145 могил и 22 родовых захоронения. При этом захоронения находятся так близко друг от друга, что затрудняет проведение инструментальной съемки данного объекта.

На кладбище старались хоронить родственников вместе. Человек мог сам выбирать себе место для захоронения. Если места рядом с родственниками нет, то выбирают другое. Эти случаи редки, т.к. места выбирают заранее. На выбранном месте вкапывали рядом с могилами родственников столики и скамейки, или же просто огораживают одной сплошной оградой. Так, в деревне Китерма Крутинского района Омской области под деревьями были обнаружены круглые необструганные бревна без коры. Информатор объяснил, что так отмечают уже занятые участки на кладбище (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 107-3. К. 30). В д. Луговая Тюкалинского района Омской области вокруг могилы оставляли специально больше места, чтобы при необходимости можно было выкопать еще могилу (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 107-3. К. 33).

В с. Кейзес Седельниковского района Омской области на кладбище преобладают семейные захоронения, объединенные одной оградой (железной или деревянной). Многие семейные захоронения были расширены. На территории общей ограды семейного захоронения находится до 8–12 могил. Во многих местах сохраняются свободные места для будущих захоронений (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 107-5. К. 30).

Примеров того, что люди еще при жизни стараются занять те или иные места на кладбище достаточно. Но бывают и случаи, когда на месте старой могилы давно, 50–70 лет назад умершего родственника совершали новое захоронение. Такой случай был упомянут в с. Мыс (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 101-7. К. 27). Есть упоминания о захоронениях в несколько ярусов, об этом рассказывали в с. Кабырдак Тюкалинского района Омской области. Там же была получена информация о родовых захоронениях, которые там называют «поместье». Стоит заметить, что этот родовой участок не расширялся, а если же место не хватало, то хоронили вторым ярусом (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 107-3. К. 21). Об этом упоминали и в д. Елизарово Седельниковского района Омской области. Здесь на кладбище «перехоранивают», т.е., если нет свободного места для новой могилы в нужном месте, раскапывают старые захоронения и в них производят захоронения (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 170-5. К. 21).

В с. Хомутинка Нижнеомского района Омской области еще в 2002 г. существовало «старое» кладбище, на котором после 1970 г., после того, как была проведена реконструкция села, перестали делать захоронения. Кладбище оказалось в центре села, зажато между двумя центральными улицами с относительно большим движением. Однако в 1996 г., спустя 20 лет после того, как кладбище было закрыто, на нем было произведено захоронение (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 153-1. К. 21). Как оказалось, умершая была похоронена рядом со своей матерью. Правда, информатор не смог вспомнить семейное положение этой женщины (замужем/вдова/не замужем). В противном случае этот случай лишний раз подтверждал бы тот момент, когда незамужних женщин хоронили со своими родственниками – чаще родителями, а замужние женщины со своими мужьями образовывали либо новый родовой участок, либо продолжали расширять родовой участок со стороны мужа.

В с. Рязаны Муромцевского района Омской области на кладбище также зафиксированы семейные захоронения, расположенные в одной ограде. Одно семейное захоронение состоит из 2–4 могил. Но таких захоронений было немного. Могилы располагались рядами. Похожая ситуация наблюдалась в с. Орловка Марьяновского района Омской области. Здесь к тому же захоронения производят в строгом порядке, так что рядом расположены могилы людей, умерших в одно время. Этот порядок поддерживается долгие годы, так захоронения на этом кладбище начались еще в 1967 г. Что касается семейных захоронений, то они фиксируются лишь на старой части кладбища, а на новой встречается не более двух рядом расположенных родственных могил.

В с. Соляное Черлакского района Омской области было зафиксировано 4 кладбища. Два из них были открыты во второй половине 1960-х – начале 1970х гг. и появились, как и в селах Орловка и Хомутинка, в период реконструкции села.

Исходя из вышесказанного, по поводу выбора места можно сделать следующие выводы. Существуют как минимум две традиции. Первая из них позволяет хоронить на старых участках кладбищ, т.е. позволяет их перекапывать. Согласно другой – захоронения возможно только на новом месте, так считается плохим знаком для живых затронуть что-нибудь на кладбище. На практике же и сторонники второй традиции часто натыкались на остатки прежних захоронений. Более того, при подхоранивании кого-либо на семейных участках иногда приходиться прибегать к специальным мерам, чтобы не обрушить слишком близко расположенные могилы.

Однако эти традиции стали уходить в прошлое после принятия законов, регламентирующих порядок предоставления земельных участков для семейных захоронений. Чтобы зарезервировать участок для погребения родственников, необходимо оформить специальные сертификаты: обыкновенные или ценные. Обыкновенный сертификат гарантирует, что будет предоставлен участок для захоронения с ранее погребенным одного родственника, ценный – дает возможность создания семейного захоронения. Правда, обыкновенный сертификат выдадут только при наличии свободного рядом с ранее захороненным места площадью до пяти квадратных метров, ценный – до 16 квадратных метров. Вообще, в соответствии с областным законом «О погребении и похоронном деле», размер участка земли, предназначенного для погребения умершего, должен составлять 5 м2, чтобы можно было похоронить на нем еще умершего супруга или другого близкого родственника. На практике этот закон действует по большей части непосредственно в городе, в сельских населенных пунктах сохраняется традиция создавать семейно-родовые участки на кладбищах и удается это чаще, чем в городе.

Литература:

Бережнова М.Л. Погребальный обряд русских старожилов Среднего Прииртышья // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. – Новосибирск, 1997. – Т. 2: Культура тарских татар. – С. 163–177.

Минин А.В. Планиграфия современных кладбищ русских сибиряков как этноархеологический источник // Традиционные культуры и сообщества Северной Азии с древнейших времен до современности: Материалы XLIV Регион. археолого-этнограф. конф. студентов и молодых ученых. – Кемерово, 2004. – С. 331–332.

 

Опубликовано:  Культурология традиционных сообществ: Материалы II Всерос. науч. конф. молодых ученых. Омск, 2007. – С. 5760.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016