123

Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея
Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы


ЧУВАШИ

К фотогалерее >>>

Просмотреть как слайд-шоу >>>

Сибирские чуваши – одна из интереснейших групп переселенческого населения, сформировавшаяся в первой трети XX в. из крестьян-переселенцев, покидавших родную Чувашию из-за недостатка пахотной земли и леса. С начала переселения в конце XIX в. численность чувашей в Западной Сибири постоянно росла и в настоящее время составляет свыше 73 тысяч человек, расселенных в Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской и Тюменской областях, а также в республике Алтай. В Омской области их насчитывается 5,7 тыс. человек, они проживают в Знаменском, Крутинском, Муромцевском, Тарском и других районах.

В составе чувашского населения Западной Сибири выделяются две этнические группы – новосибирско-омская и тюменская, отличающиеся друг от друга этническим самосознанием и некоторыми особенностями хозяйства и культуры. Чувашское население остальных областей проживает чрезвычайно рассеянно и не образует каких-либо этнических или этнографических групп. Сибирские чуваши связаны сегодня как с населением Чувашии, так и с другими группами чувашского народа.

Чувашский этнос сформировался на основе поволжских финноязычных протомарийских племен и пришлых тюрков-булгар. В результате такого смешения различных племен и народностей чуваши приобрели своеобразный антропологический облик, сложившийся из различных черт европеоидного и монголоидного типов с преобладанием первых.

В основе современного чувашского языка лежит средневековый язык волжских булгар. Вместе с вымершими булгарским и хазарским языками чувашский язык входит в булгарскую группу тюркской ветви алтайской языковой семьи.

Традиционная культура чувашей с давних пор связана с земледелием и земледельческим бытом. Основу хозяйства чувашских крестьян традиционно составляло земледелие в сочетании с животноводством. Этот же комплекс был характерен для чувашских переселенцев в Сибири.

Занимались сибирские чуваши в основном хлебопашеством, выращиванием льна и хмеля, как для собственного потребления, так и для продажи. Почти во всех хозяйствах возделывалась конопля, шедшая на производство веревок и мешков.

Лен вымачивали, стебли толкли в больших ступах (киле) пестами (кисеп), трепали, чесали щетями, а затем пряли. В экспозиции показаны орудия труда, применявшиеся в этом процессе, – щеть, вьюшка и скально для намотки пряжи. Здесь экспонируются также образцы тканей – холст, пестрядь и сукно. Тонкое льняное полотно, образец которого также представлен в экспозиции, шло на изготовление мужских и женских рубах, из более грубого холста и домотканого сукна шили верхнюю одежду.

Из полотна изготовляли также и предметы утвари и внутреннего убранства – полотенца, рушники, накидки-дорожки на мебель.

Традиционная одежда сибирских чувашей, широко бытовавшая в первой половине XX в., была весьма своеобразна. Женщины носили белую льняную рубаху-платье (кебе), украшенную по вороту и подолу самобытными кружевами и вышивкой, иногда вышивка украшала рукава платья. Поверх рубахи надевали отрезной передник (сапан), присборенный на поясе и на груди, края его обшивались домотанной тесьмой (чиндыр). На спине шарфом (сурбан), сотканным на ткацком станке и затем расшитым, укреплялась лента (пущхощ), обшитая бисером, монетами и украшенная вышивкой.

Платье и фартук подпоясывались тонким поясом и кистями (козяны). Голову женщины украшала тонкая головная повязка (масмак). Ноги обувались в длинные шерстяные носки (чолка когзи) и лапти (шабада), плетенные специальным инструментом – кочедыком из лыка или черемухового прута, с маленьким, чуть-чуть прикрывающим ногу, пятиугольным носком. В праздники этот наряд дополняли украшением из серебряных монет, нашитых на кожаные пластины (шулкеме), и девичьей (тухья) или женской (хушпу) шапочкой, также украшенной монетами и бисером.

Одежда мужчин-чувашей состояла из короткой полотняной рубахи и шаровар, подпоясанных ремешком или тонкой тканой опояской, и онучей с лаптями. На голове мужчины носили войлочную или суконную шапку, нередко картуз или кепку.

В витрине посетители могут видеть женскую рубаху, головные повязки, лапти, женское украшение, а также кочедык для плетения лаптей.

Кроме земледелия и животноводства, представленных в экспозиции цепом для обмолота колосьев и пастушьим рожком, развиты были у чувашских крестьян в Сибири и ремесла, особенно деревообработка, лаптеплетение, а также изготовление бондарной посуды. В экспозиции представлены некоторые предметы деревянной утвари – скалка и рубель, сосуд-логушок, а также плетенный из лозы короб для мелких вещей и одежды.

В настоящее время культура сибирских чувашей претерпевает значительную трансформацию под воздействием индустриальных процессов в хозяйстве и культурной жизни народов России, в результате чего происходит постепенная утрата этнической специфики во всех сферах культуры и быта.

 

 

© Д.Г. Коровушкин, 2003

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016