123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея
Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы


ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ

К фотогалерее >>>

Просмотреть как слайд-шоу >>>

Косторезное дело в Тобольске, как считают некоторые ученые, ведет начало с XVII в. Во всяком случае, в начале XVIII в. в этом городе резали из кости вещи, а затем – круглую скульптуру. В 1860–1870-е гг. в Тобольске косторезный промысел становится основой для возникновения здесь целых артелей мастеров-косторезов. В 1874 г. тобольский землемер, любитель археологии и этнографии И.Е. Овешков открыл косторезную мастерскую, получившую затем наименование Сибирской. Известностью пользовалась также «Образцовая сибирская мастерская», созданная в 1839 г. Ю.И. Мельгуновой. Славились произведения мелкой пластики, выполненные художниками-косторезами И. Плянасом, П. Терентьевым, Гуяновым и др.

Впервые изделия тобольских косторезов были отмечены на Екатеринбургской выставке в 1887 г., а затем – на выставках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем Новгороде. Сегодня изделия дореволюционных тобольских косторезов можно увидеть в экспозиции Тобольского исторического музея-заповедника.

В годы первой мировой войны косторезный промысел Тобольска испытывал кризис. Но резчики в городе были, и они бережно передавали свое искусство молодым мастерам. В 1929 г. усилиями резчиков В. Денисова и Т. Пескова был организован косторезный цех при артели «Кустарь». Затем, в 1933 г., он разросся и выделился в самостоятельную артель «Коопэкспорт». После Великой Отечественной войны артель стала именоваться фабрикой.

Работы тобольских косторезов, показанные на международных выставках (Париж, 1937; Ньй-Йорк, 1939; Брюссель, 1958; Осака, 1970; США, 1974), завоевали почетную известность и признание. В 1975 г. фабрика была награждена орденом «Знак Почета».

В экспозиции МАЭ ОмГУ представлены работы мастеров 1970-х и 1980-х гг., закупленные у фабрики в 1976 и 1987 гг. В наши дни косторезы используют чаще цевку (коровью кость), мамонтовую кость и реже – зуб кашалота. Жизнь народов Севера – ненцев, манси и хантов стала определяющей для сюжетов тобольской резной кости. На протяжении 1960-1980-х гг. в творчестве тобольских мастеров разрабатываются сюжеты северных народных сказок и легенд, а также сказок русского народа. Работы резчиков отличаются стремлением подчеркнуть красоту материала, пластичность и лаконичность объемов.

В экспозиции МАЭ ОмГУ представлено творчество тобольских художников 1970-х гг. Г.А. Хазова («Загон оленей», «Поездка на оленях», «На Севере»), Г.Г. Кривошеина («Рыбаки»), Кошкина («Мальчик на оленях»), Ю. Пятакова («На медведя»), М.В. Тимергазеева («Игра в оленя»), омича В.С. Синицких («Ловля оленя»), москвича Шушканова («Рыбак с осетром»). В 1980-е гг. были выполнены работы тобольских художников А.Г. Ананьина («Удачный рыболов», «Железный олень», «Большой улов»), З. Кульмаметева («Погоня»), Н.Д. Фофановой («С рыбалки»), М. Кучашева («В пути»), С. Санаева («Игра в мяч»), московской художницы И.Л. Карахан («Большой улов»).

Наряду с круглой скульптурой мастера изготавливают вещи прикладного характера – коробочки, ножи для бумаги, игольницы и др. На выставке МАЭ ОмГУ из такого рода работ представлены сувенир «Тобольск» (работы В.И. Гимгина) и игольницы «Лес» и «Тайга» (работы А.Г. Ананьина).

 

© Н.А. Томилов, 2003

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016