123

 

Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея
Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы


УКРАИНЦЫ

К фотогалерее >>>

Просмотреть как слайд-шоу >>>

В Омской области насчитывается почти 105 тыс. украинцев, а всего в Западной Сибири их более 300 тыс. человек. Первые украинцы появились в Сибири еще в конце XVI в. Однако до середины XIX в. они переселялись небольшими группами и быстро растворялись среди сибирского населения. Массовые переселения украинцев в Западную Сибирь начались с конца XIX в. после завершения строительства Сибирской железнодорожной магистрали. Наибольшего развития они достигли в годы столыпинской аграрной реформы. В Западную Сибирь переселялись преимущественно выходцы из Киевской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. В результате на территории современных Омской, Новосибирской и Тюменской областей сложились довольно компактные районы расселения украинцев. В Омской области украинцев особенно много в Одесском, Павлоградском, Полтавском районах.

Украинский язык принадлежит к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Антропологически украинцы относятся к среднеевропейской и южной малым расам европеоидов. По религиозной принадлежности – православные христиане.

Главным занятием украинцев в Сибири, как и на Украине, было земледелие, а основным богатством – хлеб. Ведущей зерновой культурой была пшеница. Славились украинцы выращиванием бахчевых культур (арбузов, дынь, тыкв), которые пользовались огромным спросом. Развито было и огородничество. Сельскохозяйственные работы вплоть до коллективизации производились в основном вручную, машины были лишь у зажиточных крестьян. Землю пахали плугом, боронили деревянными боронами, с железными зубьями. Урожай убирали серпами и косами-литовками, к которым приделывали грабелки.

Скотоводство было тесно связано с земледелием. В качестве основной тягловой силы использовались волы. Помимо крупного рогатого скота, разводили лошадей, свиней, овец, кур, гусей. Украинцы славились производством масла, которое шло на продажу даже в Западную Европу. Масло производилось либо на деревенских молоканках , либо в домашних условиях взбивали его в ручных маслобойках, одна из которых представлена в экспозиции.

Ремесла и промыслы у сибирских украинцев не достигли такого высокого уровня развития, как на прежней родине. Однако насущные потребности в сельскохозяйственных орудиях, тканях для изготовления одежды, домашней отрасли обусловили развитие некоторых отраслей ремесла. В частности, достаточно высокого уровня развития достигли обработка шерсти и льна, прядение и ткачество. В экспозиции представлены гребни для чесания льна, веретено, служившее для наматывания пряжи, детали ткацкого станка: челнок – для прокидывания нитей утка через нити основы и векошки – для подвешивания блочка, через который перекидывались веревки к набивице и пидножкам. Имеются также образцы грубого холста и домотканого половика – дорожки .

Развито было гончарное производство. На витрине выставлены макитра, использовавшаяся для замешивания теста, а также для хранения колбас, корчага для сусла и сыпучих продуктов и кринка для хранения молока. Из гибких ивовых прутьев плелись разнообразные корзины для сбора ягод и переноски провизии. Одна такая корзина представлена на стенде.

Жили украинцы в больших и малых селах, хуторов было немного. Поселения располагались у естественных или искусственных водоемов (рек, озер, прудов и т.п.). Зависимость от природной среды старались уменьшить путем выкапывания колодцев. Колодезные журавли были неотъемлемой чертой облика любого крестьянского села. Как правило, поселения имели четкую планировку: две-три вулицы, пересеченные под прямым углом проулками . Селения отличались чистотой и опрятностью. Обжившись на новых местах, украинцы сразу же начинали высаживать перед домами деревья и цветы.

Жилища украинцев были достаточно однотипны. Хата ставилась всегда окнами на солнце, узкой стороной на вулицу. Стены были глинобитные (литые ) или саманные. Снаружи и изнутри их штукатурили и белили известью. Крыши были двускатными, земляными, кровля служила потолком. Хаты были невысокие, без фундамента. Пол земляной, позже от русских научились настилать деревянный.

Планировка дома была простой. Капитальными стенами или перегородками последовательно отделялись сени, хата и горница. Большую часть хаты занимала русская (веристая) печь, повернутая устьем к боковой от входа стене. Над дверью располагались полати. Мебели было немного: самодельные столы, лавы, табуреты, мисники – полки для посуды, сундуки, кровати. Позже появилась городская мебель: платяные шкафы, комоды, металлические кровати и др.

Пол застилался домоткаными разноцветными половиками-дорожками (образец представлен в экспозиции). Стены иногда украшались росписью – растительным и геометрическим орнаментом, а также лубочными картинками, вышивками, у зажиточных крестьян – часами, например, такими, как на витрине. Столы застилались скатертями: ажурными, вязаными крючком, или домоткаными с вышивкой.

Но особый колорит украинскому жилищу придавали вышитые рушники , которые использовались не только в утилитарных целях, но и украшали окна, иконы, зеркала, рамки с фотографиями. От обилия рушников хата как бы светилась изнутри. И вообще, аккуратность и опрятность были отличительной чертой украинских женщин и жилищ, по которым судили о качествах хозяйки. Несколько раз в год подновлялась побелка, пол всегда был чисто выметен.

Одежда изготавливалась преимущественно из льняных и шерстяных тканей домашнего производства. Основу женской одежды составляли домотканая сорочка, украшенная вышивкой, узорным тканьем и кружевами, и поясная одежда – плахта, записка или юбка, дополнявшаяся передником. Плечевой одеждой служили корстки , кофты с рукавами. Девушки и молодые женщины носили одежду более ярких и светлых тонов, чем женщины пожилого возраста.

Мужской костюм состоял из туникообразной рубахи с прямым разрезом на груди, украшенной вышивкой, и широких штанов, заправляемых в кожаные сапоги. Обувью из лыка украинцы, даже самые неимущие, не пользовались. Верхняя мужская и женская одежда практически не различалась. Это были разнообразные свити, кожухи, чинарки, чейши   и т.п. Непременной частью мужского и женского костюма были многоцветные тканые пояса. В экспозиции представлен свадебный пояс, которым в день свадьбы крест-накрест через плечи перевязывали дружку.

Украинское народное прикладное искусство отличалось многообразием видов, богатством форм, красочностью узоров. Тесно связанное с бытом, оно сочетает практическую целесообразность с художественной выразительностью, о чем свидетельствуют рушники, экспонируемые на экспозиции. Вышивка выполнена в традиционной красно-черной гамме крестом или гладью. Орнамент (геометрический, растительный, орнитоморфный, бытовой) свидетельствует о богатстве духовной жизни украинцев.

Традиции богатой народной культуры живут и сегодня, сохраняются и передаются из поколения в поколение.

 

© В.В. Реммлер, 2003

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016