123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея
Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы


НАРОДЫ СЕВЕРА:
манси, ханты, селькупы

К фотогалерее >>>

Просмотреть как слайд-шоу >>>

Коренные народности Севера представлены в экспозиции музея манси (8,3 тыс. человек), хантами (22 тыс. человек), селькупами (3,6 тыс. человек).

Манси (вогулы) проживают в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области и частично – на Урале. Включают в себя северных и восточных манси.

Ханты (остяки) проживают в Тюменской области, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе и в Томской области. Включают в себя южных, северных и восточных хантов.

Селькупы (остяко-самоеды) проживают в Томской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на северо-западе Красноярского края. Включают в себя южных (нарымских) и северных (тазовско-туруханских) селькупов.

Языки ненцев и селькупов относятся к самодийской ветви, а хантов и манси – к угорской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По антропологическим признакам эти народы принадлежат к уральской малой расе, сочетающей в себе европеоидные и монголоидные признаки. Традиционные занятия – охота, рыболовство, оленеводство.

В экспозиции музея представлены экспонаты, отражающие некоторые стороны хозяйства, материальной и духовной культуры манси, хантов и селькупов.

Манси, ханты и селькупы всегда вели охотничье-рыболовецкое хозяйство. Охота и рыболовство составляли основу жизнедеятельности таежных народов и наложили известный отпечаток на их образ жизни, быт и культуру. Кроме того, они занимались собирательством, выделкой шкур, обработкой кости и бересты. Позднее у жителей тундры было заимствовано оленеводство, а у русских – земледелие.

Оленеводство у обитателей тайги и лесотундры носило транспортный характер, в отличие от тундрового крупнотабунного оленеводства ненцев. В экспозиции находится олений недоузок, сработанный из кости, использовавшийся селькупами. Аналогичная оленья упряжь имела место у манси и хантов.

Охота и рыболовство имели сезонный характер. Добыча пушного зверя велась обычно зимой. Охотники объезжали свои угодья на нартах, в которые впрягали оленей, а иногда собаку. Безоленные охотники уходили на промысел пешком, на лыжах и тащили за собой ручную нарту. Лыжи обычно подшивали камусом лося или оленя, использовали шкуру и других животных. В экспозиции помещены лыжи, подшитые камусом.

Для охоты использовались различные ловушки – пасти, плашки, клепцы, черканы, ставные луки. Осенью охотились на водоплавающую и боровую дичь при помощи слопцов, пленниц, перевесов.

Заготовка рыбы шла, главным образом, летом. Рыбаки выезжали на реки и озера к местам рыбного промысла. Жили в это время в легких шалашах и летних чумах, крытых берестой. Передвигались по воде на легких лодках-долбленках. Рыбу ловили при помощи запоров, которыми перекрывали протоки, использовали также различные ловушки из прутьев, жерлицы, ставные сети, неводы. В прошлом снасти плели из крапивных нитей, в качестве грузил использовали камни, которые обшивались в берестяные чехлы. Такое грузило представлено в экспозиции.

Охота и рыболовства обеспечивали основными продуктами питания. Но, помимо мяса и рыбы, коренные обитатели севера Западной Сибири употребляли в пищу ягоды, коренья, кедровые орехи. Все это заготавливалась в больших количествах.

Широкое распространение у хантов, манси и селькупов имели изделия из бересты. Бересту использовали для изготовления покрышек на чумы и шалаши. Из нее делали различную домашнюю утварь: туески и кузова для ягод, сельницы для муки, куженьки для засолки рыбы, ванночки для купания детей, колыбели, коробки для женских рукоделий и др.

Некоторые виды этих изделий представлены в экспозиции. Берестяную утварь обычно украшали геометрическим орнаментом. Изготовлением берестяных изделий занимались, как правило, женщины.

Для изготовления орудий охоты и рыболовства, средств передвижения, жилищ коренные жители тайги и лесотундры использовали разнообразные инструменты: ножи, скобели, рубанки, ручные и лучковые сверла. В экспозиции помещено селькупское лучковое сверло пур, которым широко пользовались для различных работ по дереву.

В то время как мужчины были заняты основными промыслами – охотой и рыболовством, на женщин ложились все заботы по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства: заготовке ягод, приготовлению пищи, выделке шкур, изготовлению одежды. Одежда народов севера Западной Сибири отличается известным своеобразием. В прошлом ее изготавливали из природных материалов: крапивных и льняных тканей, рыбьей кожи, меха и шкур животных. Мужские и женские рубахи практически не отличались по покрою, их делали прямыми, с разрезам на груди, украшали аппликацией, вышивкой и бисером. Позднее для шитья легкой летней одежды стали использовать покупную фабричную ткань, но при этом сохранились традиционный покрой и отделка изделий. В экспозиции помещены детские платья хантов и манси. Что касается зимней верхней одежды, то она практически не претерпела изменений до настоящего времени. Ее по-прежнему изготавливают из оленьих шкур, которые сшивают высушенными оленьими сухожильями. Для отделки используется мех пушных животных. В основном используется два вида одежды: глухая (малицы, сокуи) и распашная (парки, ягушки). Обувь изготавливается из оленьих камусов, мехом наружу и также украшается аппликацией из меха и сукна.

Орнаменты из сукна, бисера, меха используется не только для отделки одежды, но и для изготовления различных предметов утвари и украшений. В экспозиции представлены орнаменты на одежде хантов и манси, украшенные бисерным орнаментом пояс для зимней одежды и кошелек селькупов, нагрудное украшение и подушечка для иголок манси, аппликация на рукавицах.

С промысловой деятельностью коренного населения Западной Сибири тесно были связаны традиционные религиозные культы, обряды и праздники. Существовали специальные культовые места, где хранились семейные, родовые, племенные культовые принадлежности. Святилища находились в глухих, труднодоступных местах леса. Духов старались всячески задобрить, приносили им жертвы, обращались за помощью. Особым почитанием у хантов, манси и селькупов пользовался медведь. Его нельзя было убивать и есть его мясо. В его честь устраивались специальные медвежьи праздники, которые сопровождались различными церемониями. На таком празднике разыгрывали пантомимы, танцевали ритуальные танцы. Участники праздника надевали специальные ритуальные маски, изготовленные из бересты. В экспозиции представлена ритуальная маска манси.

Многие элементы традиционной культуры коренных народов тайги и тундры Западной Сибири продолжают бытовать и в наши дни.

 

©  Л.Т. Шаргородский

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016