123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья


Страница создана в рамках выполнения
государственного задания Министерства образования
и науки РФ, проект № 33.1684.2014/К
«Алгоритмический анализ динамики социокультурных
систем народов Северной Евразии в XVIII–XXI веках»

 

 

Матвеев А.В. История сухопутных путей сообщения Омского Прииртышья (Средневековье – Новое время) : монография / А. В. Матвеев ; отв. ред. : С. С. Тихонов, Н. А. Томилов. – Омск : Издательский дом «Наука», 2014. – 268 с. : ил.



 

В монографии впервые представлена история организации системы сухопутных коммуникаций Омского Прииртышья. На основе письменных, картографических, этнографических и археологических источников рассмотрены этапы становления этой системы, устройство ее элементов: естественных коридоров, дорожных искусственных сооружений, проезжей части, обстановки пути. Опубликованы результаты конкретных лабораторных и полевых исследований сухопутных дорог региона.
Представляет интерес для историков, археологов, этнографов, культурологов.



Скачать книгу полностью в формате pdf    >>>


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУХОПУТНЫХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

1.1. Природно-географические особенности региона и их влияние на процесс образования сухопутных путей сообщения
1.2. Иртышский меридиональный путь в VI–XIII веках
1.3. Пути сообщения тюрко-татарских государственных образований Западной Сибири в XIV–XVI веках
1.4. Сухопутные коммуникации Русского царства на территории Омского Прииртышья в XVII – первой трети XVIII века
1.5. Дорожная сеть Российской империи на территории Омского Прииртышья во второй трети XVIII – начале XIX века
1.6. Развитие государственной дорожной сети на территории Омского Прииртышья в XIX – первой трети XX века

Глава 2. УСТРОЙСТВО ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ СУХОПУТНЫХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

2.1. Естественные коридоры
2.2. Дорожные искусственные сооружения
2.3. Обстановка дороги
2.4. Проезжая часть, земляное полотно

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЯ СУХОПУТНЫХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭТНОГРАФИИ И АРХЕОЛОГИИ

3.1. Выявление мест традиционных (XVII–XIX века) переправ через Иртыш
3.2. Поиск Угуйского волока – одной из главных широтных магистралей северо-западной Барабы XVII – первой половины XVIII века
3.3. Реконструкция маршрута город Тара – Омская крепость XVIII века
3.4. Реконструкция сети маршрутов XVIII–XIX веков на территории западной части Оша-Аевского междуречья
3.5. Стратиграфическое изучение проезжей части и земляного полотна дорог
3.6. Опыт археологического изучения взвозов у городища Надеждинка VII в Муромцевском районе Омской области
3.7. Новые возможности для создания карт сетей сухопутных коммуникаций прошлого

Заключение

Приложение [иллюстративный материал]

Список источников и литературы

Summary

Список сокращений

Именной указатель

Указатель географических и археологических названий

 

Matveev, A. V.
History of land communications of the Omsk Irtysh region (Middle Ages – New Age) : monograph / A.V. Matveev ; managing eds : S.S. Tikhonov, N.A. Tomilov. – Omsk : Publishing house “Nauka”, 2014. – 268 p. : ill.

For the first time the history of organization of a system of land communications of the Omsk Irtysh region has been presented in the monograph. The author has considered on the basis of written, cartographic, ethnographic and archaeological sources the periods of the establishment of this system, the structure of its elements: natural passages, artificial road constructions, carriageway, a road situation. The book contains the results of specific laboratory and field investigations of land roads of the region.
The monograph is appointed to historians, archaeologists, ethnographers, culturologists.

 

 

 

 

 

 

CONTENTS

Introduction

Chapter 1. ORIGIN AND EVOLUTION OF LAND COMMUNICATIONS OF THE OMSK IRTYSH REGION

1.1. Natural-geographic peculiarities of the region and their influence on the formation process of land communications
1.2. Irtysh meridian road in VI–XIII centuries
1.3. Communications of the turco-tatar state formations of the West Siberia in XIV–XVI centuries
1.4. Land communications of the Tsardom of Russia on the Omsk Irtysh territory in XVII – first third of the XVIII century
1.5. Road network of the Russian Empire on the Omsk Irtysh territory in the second third of the XVIII – beginning of the XIX century
1.6. Evolution of the state road network on the Omsk Irtysh territory in XIX – the first third of the XX century

Chapter 2. STRUCTURE OF THE ELEMENTS OF THE SYSTEM OF LAND COMMUNICATIONS OF THE OMSK IRTYSH REGION

2.1. Natural passages
2.2. Artificial road constructions
2.3. Road situation
2.4. Carriageway, roadbed

Chapter 3. INVESTIGATIONS OF LAND COMMU-NICATIONS OF THE OMSK IRTYSH REGION BY THE USE OF ETHNOGRAPHIC AND ARCHAEOLOGICAL METHODS

3.1. Identification of the locations of the conventional Irtysh river crossing (XVII–XIX centuries)
3.2. Search of the Uguy portage – one of the main latitudinal road of the North-Western Baraba in XVII – the first half of the XVIII century
3.3. Reconstruction of the route Tara – Omsk fortress (XVIII century)
3.4. Reconstruction of the route network in the western part of the Osha-Aev interfluve (XVIII–XIX centuries)
3.5. Statigraphic study of the carriageway and roadbed
3.6. Experience of the archaeological study of conveyance nearby the settlement Nadegdinka in the Muromzev district of the Omsk region
3.7. New possibilities to create maps of land communication networks of the past

Conclusion

Supplement [illustrations]

List of the sources and literature

Summary

Abbreviation list

Name index

Geographic and archaeological name’s index

 

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016