123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Проекты ИОО | Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Визуальная антропология | Политическая антропология | Философские проблемы антропологии | Юридическая антропология | Массовая культура и экранное творчество


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Совместимы ли кино и наука? Мы часто, следуя житейской логике, противопоставляем образному восприятию мира рациональный, а науку - искусству. Даже коротенький документальный фильм на лекции - отдых для студентов и (внимание, будет открыта страшная тайна!) для преподавателей. А если кино не документальное, а близкое по интонации, силе эмоций и образов художественному? Интересный ответ на поставленные вопросы предложил слушателем доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Андрей Владимирович Головнев. С 28 февраля по 5 марта он прочитал в Омском государственном университете курс лекций "Визуальная антропология: искусство и наука этнографического кино".

На первую лекцию собралось около 80 слушателей, среди которых были студенты и аспиранты отделений истории, регионоведения, социологии исторического факультета, а также факультетов теологии и мировых культур и психологии. На лекции присутствовали и преподаватели ОмГУ. С приветственным словом перед началом лекций выступил заведующий кафедрой этнографии и музееведения профессор Н.А. Томилов, который рассказал собравшимся о А.В. Головневе. Андрей Владимирович поступил в ОмГУ в 1975 году, увлекся этнографией и уже в студенческие годы сумел проявить себя талантливым и ярким исследователем. По рекомендации ОмГУ и в то время еще доцента Н.А. Томилова А.В. Головнев был переведен для продолжения учебы в Московский государственный университет. Андрей Владимирович с первых шагов своего научного пути был энтузиастом Севера и изучения его народов. Проблема фиксации этнографических материалов, остро стоящая перед всеми учеными-этнографами, стала началом кинематографического пути Андрея Владимировича. Сейчас он известный в России и за рубежом режиссер этнографического кино, призер российских и международных фестивалей этнографических фильмов.

В рамках своего спецкурса А.В. Головнев остановился на нескольких сюжетах. Он дал краткий обзор истории этнографического кино, указав, что два факта могут считаться его началом. 4 апреля 1901 г. известный исследователь австралийских аборигенов Б. Спенсер впервые в истории этнографии зафиксировал на кинопленку обряд вызывания дождя и ритуальные танцы австралийских аборигенов. Первый же фильм на этнографические сюжеты был снят в 1922 г. кинорежиссером Р. Флаэрти об эскимосах. "Историю этнографического кино, - сказал далее А.В. Головнев, - нельзя отрывать от истории самого кинематографа, с одной стороны, и истории этнографии, с другой". Этнография как наука была готова к проникновению в мир неевропейских народов только к 1920-м гг., когда ученые всерьез задумались о возможности полномасштабного отображения жизни изучаемых народов. Однако долгое время кинематограф не мог ничего предложить этнографии в силу несовершенства техники кино. В 1930-е гг. были сняты первые этнографические фильмы, некоторые их них, такие как фильмы Р. Флаэрти и Д. Вертова, стали классикой документального кинематографа. Но, тем не менее, возможности операторов того времени еще не позволяли тихо войти в мир иноэтнической культуры и стать незаметным и деликатным свидетелем происходящего. Перелом произошел только в 1970-80 гг. с развитием техники видеозаписи, что позволяет считать рубеж XX - XXI веков временем становления этнографического кино.

Осложняло развитие этнографического кино и то, что в было время, когда этнография и кино противоборствовали друг другу. Связано это с тем, что предмет визуальной антропологии - этнический образ, а создание этого образа - дело этнографии. Ученые задумались над вопросом, имеют ли право этнографы говорить от лица целого народа? Развитие этнографии и ее методик позволили дать положительный ответ на этот вопрос, хотя до сих пор остро стоит вопрос о том, как в этнографических фильмах должны соотноситься эстетика кино и правда науки.

Слушатели спецкурса увидели много этнографических фильмов. Были показаны классические картины Р. Флаэрти "Нанук с Севера", "Моана южных морей" и "Человек из Арана", фильмы-призеры кинофестивалей А.В. Головнева "Путь к святилищу" и "Пегтымель", отрывки из фильмов известных режиссеров этнографического кино С. Лэнсинга, Р. Гарднера, К. Хайдера и Х. Харис. Приятно отметить, что наш университет не ударил в грязь лицом и Андрею Владимировичу, который читал курс по визуальной антропологии в университетах США и ряда скандинавских стран и привык к наисовременнейшему уровню аудиовизуальной техники, было предоставлено все необходимое оборудование. Организаторы курса лекций выражают свою искреннюю признательность Центру Интернет ОмГУ и Александру Викторовичу Борисенко.

В течение двух недель слушатели собирались на увлекательные лекции А.В. Головнева. С каждым днем нас становилось все больше, и вскоре численность собравшихся перешагнула рубеж 100 человек. Эмоции были столь сильны, что появились даже письменные отклики. Вот, например, что написала студентка гр. Т-01 Елена Рахаминова: "Он сделал почти невозможное. Трудолюбие и пытливость ученого, наблюдательность и проницательность путешественника, страсть и дерзость художника - и вот уже наука превращается в искусство, образы наполняются кровью и плотью, их реальность, осязаемость притягивают настолько, что ты, зритель, невольно становишься соучастником. Эффект погружения потрясающий!" Не осталось без внимания слушателей и личное обаяние Андрея Владимировича, про которое студенты написали: "Личное обаяние, равное таланту, покоряет сразу".

Лекции в Омске (как, впрочем, и в России) для Андрея Владимировича - дело необычное. Прочитанный спецкурс не слышали пока даже студенты Уральского государственного университета, где А.В. Головнев преподает ряд предметов. Приезд А.В. Головнева в Омск стал возможен благодаря поддержке, которую Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) оказывает кафедре этнографии и музееведения ОмГУ в рамках проекта "Развитие образование в России".

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016