123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Симпозиум по этноархеологии | О работе семинара в 1993-1999 гг. | О серии "Этнографо-археологические комплексы" | Ethnoarcheological research in the Omsk Irtysh Region (1993–2008)
Семинар 2001 | Семинар 2002 | Семинар 2003 | Семинар 2005 | Семинар 2007 | Семинар 2008 | Симпозиум 2012 | Симпозиум 2013 | Симпозиум 2015 | Труды и материалы семинара | Научные публикации о семинаре | Публикации о семинаре в средствах массовой информации
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20


И.Л. Измайлов

Татарстан, Казань, Академия наук Республики Татарстан

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ БУЛГАРЫ: СООТНОШЕНИЕ ЭТНОСА И АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проблема изучения древних этносов и этнической истории была и остается одной из актуальных задач современных археологических исследований. Методика этих работ, сложившаяся в советской науке, исходит из предположения, что каждой археологической культуре должен соответствовать определенный древний этнос, а предметом изучения служат некие "этнические признаки" (как правило, керамическая посуда, украшения и элементы погребального обряда). По мере развития этнологии стали отчетливо видны ее изъяны. Главная из них - сложный характер соотношения между этносом (этничностью древнего населения) и его отражением в древностях. Данная исследовательская проблема требует строгих и корректных процедур этнополитического моделирования и может быть решена только при использовании специальной этноархеологической методики.

Для Урало-Поволжья важнейшей проблемой является изучение проблем этнической истории населения Волжской Булгарии X-XIII вв. Рассмотрение аутентичных исторических источников, элементов историографической традиции и фольклорных материалов, позволило реконструировать основные элементы этнополитического самосознания средневековых булгар, сохранившихся в исторической традиции (историографической и фольклорной). Изучение их раскрывает важную интеграционную роль, которую сыграло исламское государство. На первый план в булгарской самоидентификации вышли элементы новой социально-политической системы, а сама общность понималась как, единство мусульман, возникшее после принятия ислама и становления государства (обретение независимости в борьбе, появлении новой династии и т.д.), имеющее особое место в исламском мире. Это единство резко противостояло родо-племенным традициям. Другие объективные элементы общности, выявленные археологически и исторически, скорее всего не сознавались или не несли этническую нагрузку.

Анализ материалов археологической культуры, оставленной населением Волжской Булгарии, позволил выявить определенные точки интеграции археологических и этнологических данных: наиболее ярко это проявляется в господстве исламской погребальной обрядности (на городских - с первой трети X в., а на всей территории страны - с конца X в.), в отсутствии костей свиньи в кухонных остатках поселений булгарской культуры, наличии исламских культовых предметов т.д.

Таким образом, для средневековых булгар основными элементами этнополитического самосознания являлось единство династии, территории, религии и, рассматриваемого через ее призму, прошлого, по которым часть населения Поволжья в X-XIII вв. самоопределялась как "булгары".

* Работа впервые опубликована : Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Г. Селезнева, С.С. Тихонова, Н.А. Томилова. - Нальчик; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - С. 163-164.

© И.Л. Измайлов

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016