123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы

Культурология традиционных сообществ

(Омск, 8-9 февраля 2002 г.)

В огкомитет конференции "Культурология традиционных собществ"   поступило более 40 заявок на участие в конференции. Все поступившие в оргкомитет работы  были размещены на нашем сайте. Состоялось заочное обсуждение поступивших в оргкомитет работ, лидерами которого стали Иван Назаров (Омск), Марина Содномпилова (Улан-Удэ), Александра Фролова (Москва) и Ирина Волохина (Омск).

Хотелось бы отметить, что к концу января  на сайте развернулось оживленное обсуждение ряда проблем. Если первые диалоги  (см., напр., страницы 8, где на форуме можно прочитать великолепный ответ на замечания Г. Грошевой, и 35), были двухсторонними, то ряд работ привлек внимание многих посетителей сайта.  "Лидерами" среди докладов по числу вступивших в дискуссию можно считать  работы А. Абрамовой "Где прячется счастье охотника" (с. 33) и И. Волохиной "Анализ изменений в комплексе лечебных средств русского населения Омского Прииртышья (XIX-XX вв.)" (с. 7).

К концу января  на некоторых страницах дискуссия стала настолько жаркой, что  выступающих призывали к миру ставшими крылатыми словами Людмилы Герасимой: "Форум - это все же дискуссия".

Сама же конференция, к которой мы так долго готовились, прошла мигом, как говорят, "мы и обернуться не успели"! На этой странице мы оставляем программу , из которой можно узнать кто и с каким докладом собирался к нам приехать. По-прежнему можно прочитать материалы конференции молодых ученых. Об участниках конференции можно узнать на странице "Молодые культурологи и этнографы России" . Помимо этого, здесь мы разместили данные о сборнике конкурсных работ молодых ученых .

По результатам конференции был издан сборник материалов. По вопросам приобретения обращайтесь к ученому секретарю конференции Людмиле Герасимовой по адресу: gerasiml@univer.omsk.su

Иван Назаров и Анастасия Абрамова детальнее познакомят вас с тем, как прошла  конференция.

Конференция молодых культурологов

В Омске 8-9 февраля собрались более 45 молодых ученых: этнографов, историков и музеологов, которые приехали на Всероссийскую научную конференцию "Культурология традиционных сообществ". Организаторами этого научного форума выступили Омский государственный университет, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН и Институт этнологии и антропологии РАН. Приехавшие участники представляли всю Россию: от Москвы и Санкт-Петербурга на западе, до города Таштагол Кемеровской области на востоке. Всего же были участники из семи городов: Барнаула, Бийска, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Таштагола и, конечно же, омичи. Проведение конференции осуществлено в рамках мегапроекта Института "Открытое общество" (Фонд Сороса. Россия) "Развитие образование в России" и стало возможным благодаря поддержке Федеральной целевой программы "Интеграция" и Российского фонда фундаментальных исследований.

Торжественное открытие молодежной конференции 8 февраля состоялось в зале заседаний 4 корпуса ОмГУ. Конференцию открыли два ее сопредседателя: д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедрой этнографии и музееведения ОмГУ Н.А. Томилов и канд. ист. наук, доцент кафедры этнографии и музееведения ОмГУ С.Н. Корусенко. С приветственным словом к молодым культурологам обратились ректор Омского университета д-р физ.-мат. наук, профессор Г.И. Геринг и проректор по научной работе ОмГУ д-р ист. наук, профессор А.В. Ремнев. Далее приветственные адреса прозвучали из уст известных ученых, представителей крупных научных учреждений, специально прибывших на эту конференцию. С пожеланиями успешной работы к присутствующим обратились ученый секретарь Института этнологии и антропологии РАН (Москва) канд. ист. наук Е.А. Пивнева и ученый секретарь Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Новосибирск) канд. ист. наук Д.Г. Коровушкин. Выступавшие обозначили тревожную особенность нашего времени: молодежь довольно неохотно идет в науку. Возникла необходимость поддержки молодых исследователей, повышение у них заинтересованности в научном поиске. Для осуществления этих целей и организована данная конференция.

Далее с сообщением об основных направлениях деятельности омских этнографов выступил профессор Н.А. Томилов. Старший научный сотрудник сектора информации Сибирского филиала Российского института культурологии В.С. Томилова рассказала об издании в Омске журнала "Культурологические исследования в Сибири". А в след за этим, в рамках пленарного заседания, сделал доклад доцент кафедры этнографии и музееведения ОмГУ канд. ист. наук А.Г. Селезнев. Его доклад о соотношении традиционной и этнической культур и о необходимости ареальных (локальных) исследований вызвал оживленный интерес у участников и, безусловно, задал тон всей дальнейшей работе.

В первый день работы конференции прошли заседания по двум секциям "Философские проблемы культурологии" и "Общество и этническая культура: проблемы сопряженности". Было заслушано восемь докладов, по окончании которых развернулась дискуссия. Во второй день, 9 февраля, работали еще две секции "Традиционная культура народов России" и "Проблемы сохранения, изучения и развития традиционной культуры", на которых прозвучали 15 докладов. Их обсуждение и дискуссия обозначили необходимость проведения семинара или научно-практической конференции по проблемам и методике сбора полевого материала. С.Н. Корусенко, выступившая в окончании дискуссии обрадовала молодых ученых известием, о том, что в августе этого года состоится летняя школа, специально посвященная методике полевой этнографической работы.

Помимо формального общения во время заседаний конференции, участники так же общались и в неформальной обстановке. Вот какие впечатления сложились у нас о гостях и друг о друге. Было очень интересно узнать: отличаются ли иногородние аспиранты от нас, то есть омских. Начнем с "питерцев". Три девушки - Надежда Майкова, Юлия Куркотова и Евгения Лупанова помимо своей научной деятельности работают в Кунсткамере. За чудесами и историческими красотами стоит трудная и кропотливая работа оформления выставок и, конечно, проведения экскурсий. Бывают у них и казусы. Юлия Куркотова рассказала нам по секрету, что однажды, например, при разливе Невы, Кунсткамеру затопило, а она в это время проводила экскурсию для немцев. Пришлось ей очень быстро говорить, чтобы успеть закончить рассказ и показать все экспонаты до того, как туристы успели замочить ноги. Девушки также рассказали, что однажды к ним приезжала выставка из Китая. Для привлечения зрителей специально пригласили подготовленного китайца, который показывал элементы восточных боевых искусств. Как описали это наши санкт-петербургские коллеги, "китаец так прыгал, что чуть не разбил все экспонаты, поэтому пришлось попросить его больше не рекламировать таким образом выставку". В общем, работа в Кунсткамере очень интересная.

Надежда Майкова просто оккупировала наши омские книжные магазины. Оказывается, в Санкт-Петербурге очень трудно достать книги сибирских издательств. И мы поняли, что нехватка литературы является актуальной проблемой и для столичных аспирантов.

Для приезжих гостей во время конференции была предусмотрена и культурная программа. Многие из участников приехали в Омск впервые и поэтому для них была организована ознакомительная экскурсия по городу, а так же экскурсии в Омский краеведческий музей и музей археологии и этнографии ОмГУ. Пока гости были заняты созерцанием омских красот и памятников истории, свое заседание вело жюри конкурса молодых ученых "Культурология традиционных сообществ". В его состав помимо уже упоминавшихся выше Д.Г. Коровушкина и Е.А. Пивневой, вошли следующие ученые: канд. ист. наук, профессор, заведующая кафедрой современной отечественной истории и историографии ОмГУ В.П. Корзун и канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела народов Крайнего Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН Н.И. Новикова.

На конкурс было подано 12 работ и членам жюри предстояло оценить научную актуальность каждой работы, новизну, оригинальность научного подхода, использование современных технологий и возможность внедрения результатов в практику. Оглашая результаты конкурса, председатель конкурсного жюри Д.Г. Коровушкин сказал, что большинство работ, поданных на конкурс, выполнены на высоком уровне и могут быть хоть сейчас опубликованы в ведущих научных изданиях страны.

В итоге места распределились следующим образом:

I место присуждено Г.А. Кадыровой (Казань) за работу "Сравнительное изучение головных уборов волго-уральских кряшен". II место поделили С.Э. Яловицина (Петрозаводск, работа "К вопросу о механизмах измерения традиционной культуры") и Е.А. Ершова (Санкт-Петербург, работа "Куклы кадиувео"). III место было так же поделено между двумя конкурсантами: А.В. Фроловой (Москва, работа "Детский и молодежный игровой календарь русских в XX в.") и А.А. Абрамовой (Омск, работа "Третий охотник. К вопросу бытования промыслового культа у сибирских татар"). Работы этих участников были рекомендованы редколлегиям журналов "Этнографическое обозрение" и "Культурологические исследования в Сибири". Кроме того, была особо отмечена конкурсная работа М.М. Содномпиловой (Улан-Удэ) "Семантический аспект выбора места под строительство жилища в бурятской традиции". Ее статья, наравне с работами призеров конкурса, рекомендована к публикации.

Почетными грамотами оргкомитет конференции отметил участников конференции, доклады которых вызвали оживленное обсуждение. Были награждены: А.В. Бирюков (Барнаул), О.П. Коломиец (Омск) и Ю.В Трофимов (Омск).

На этом Всероссийская научная конференция молодых ученых "Культурология традиционных сообществ" завершила свою работу.

Вы можете также прочитать опубликованные в сборнике "Культурология традиционных сообществ" статьи:

1.А.А. Абрамова, Ю.Н. Ярзуткин (Омск, государственный университет). РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ НАСЕЛЕНИЯ д. ЭБАРГУЛЬ
(К вопросу о традиционном природопользовании)

2. Н.К. Байжуманова (Бийск, государственный университет).
К ВОПРОСУ О СОБИРАТЕЛЬСТВЕ КАК ТРАДИЦИОННОМ ЭЛЕМЕНТЕ САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ КУМАНДИНЦЕВ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

3. А.М. Бирюков (Барнаул, государственный педагогический университет).
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭСТОНСКОГО ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА
В ИСЧЕЗНУВШЕМ СЕЛЕ ЛИФЛЯНДКА

4. Е.А. Болотова (Бийск, педагогический государственный университет).
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРОЖИЛОВ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ АЛТАЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

5. И.С. Бреус (Москва, Институт этнологии и антропологии).
ДЕЙСТВИЕ ОБЫЧНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
В СФЕРЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

6. Е.М. Берестова (Ижевск, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН).
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СРЕДИ УДМУРТОВ ( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)

7. И.В. Волохина (Омск, государственный университет).
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В КОМПЛЕКСЕ ЛЕЧЕБНЫХ СРЕДСТВ
РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ (XIX-XX ВВ.)

8. Г.В. Грошева (Томск, государственный педагогический университет).
ЖИВАЯ МИФОЛОГИЯ:  АЛТАЙЦЫ В ПРОЦЕССЕ ОБРЕТЕНИЯ НОВОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

9. Е.А. Ершова (Санкт-Петербург, государственный университет).
КУКЛЫ КАДИУВЕО

10. Г.А. Кадырова (Казань, Институт истории).
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРЯШЕН
С ДРУГИМИ НАРОДАМИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

(По материалам народного костюма)

11. Е.А. Кондрашова (Санкт-Петербург, Музей М.В. Ломоносова РАН).
К ИСТОРИИ МИНЦ-КАБИНЕТА ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ

12. А.В. Заморяхин (Екатеринбург, Уральский государственный университет).
ПОСЛЕДНИЕ СУДЬБЫ КРЫМСКИХ ГОТОВ
(По материалам отечественной историографии XIX - начала XX вв. )

13. Ю.В. Куркотова, Е.М. Лупанова (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера).
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
(Опыт статистического исследования немецко- и русскоязычных посетителей Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого)

14. Н.В. Майкова (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера).
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
(На примере японских предметов в собрании
Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
)

15. О.А. Масалова (Казань, государственный университет).
Л. СЕА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТИСНОЙ КУЛЬТУРЫ

16. И.И. Назаров (Омск, государственный университет).
ТРАДИЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ КУМАНДИНЦЕВ

17. А.А. Новоселова (Омск, государственный университет).
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ РУССКИХ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ
(КОНЕЦ XIX - XX ВВ.)

18. Д.О. Плахута (Омск, педагогический университет).
О "СТАРЫХ" СПОСОБАХ ЛОВА РЫБЫ В КОЛОСОВСКОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (По полевым материалам 1996 г.)

19. Е.В. Романова (Москва, университет культуры и искусств).
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР: АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ ?

20. Е.В. Романова (Москва, университет культуры и искусств).
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.М. БАХТИНА
И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

21. М.М. Содномпилова (Улан-Удэ, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии).
СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРА МЕСТА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛИЩА В БУРЯТСКОЙ ТРАДИЦИИ

22. С.А. Соловьева (Бийск, краеведческий музей).
СОСТАВ РЕМЕСЛЕННЫХ МАСТЕРСКИХ НА АЛТАЕ В НАЧАЛЕ ХХ В.

23. О.В. Судочакова (Таштагол, музей этнографии и природы Горной Шории).
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШОРЦЕВ
НА ОСНОВЕ ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ
 "КАН ПЕРГЕН" И "АЛТЫН СЫРЫК"

 24. Е.Б. Толмачёва (Санкт-Петербург, государственный университет,
Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера).
РЫБОЛОВСТВО НА СОЙКИНСКОМ И КУРГАЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВАХ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

25. Ю.В. Трофимов (Омск, государственный университет, историко-краеведческий музей).
"ОЖАУ" ИЛИ "КУЛА"? 
(К атрибуции одного предмета из коллекции ОГИК музея)

26.  А.В. Фролова (Москва, Институт этнологии и антропологии).
ИЗМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО КАЛЕНДАРЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ХХ в.
(По материалам Архангельской области)

27. С.Р. Хмырова (Барнаул, педагогический университет).
РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ В СИБИРИ
В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

28. Р.П. Чернов (Ростов-на-Дону, государственный университет).
КУЛЬТУРА - ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

29. Н.В. Шишкина (Барнаул, педагогический университет).
РАСПИСНЫЕ ПРЯЛКИ ИЗ С. СТАРОАЛЕЙСКОЕ ТРЕТЬЯКОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(По материалам экспедиции 1999 г.)

30. О.Н. Артемьева (Омск, государственый университет, историко-краеведческий музей).
РАСТИ КОСА ДО ПЯТ...
(
Символика человеческого тела в обрядах жизненного цикла русских
Среднего Прииртышья в конце XIX - первой половине ХХ веков
)

31. Л.А. Явнова (Бийск, педагогический университет).
СЕМЕЙНЫЕ РАЗДЕЛЫ И НАСЛЕДОВАНИЕ У РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ
АЛТАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

32. С.Э. Яловицына (Петрозаводск, государственный университет).
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ ИЗМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
(На примере религиозности финнов Карелии)

33. А.А. Абрамова (Омск, государственный университет).
ГДЕ ПРЯЧЕТСЯ СЧАСТЬЕ ОХОТНИКА
(К вопросу бытования промыслового культа у сибирских татар)

34. О.П. Коломиец (Омск, государственный университет).
ПОХИЩЕНИЕ И УВОД НЕВЕСТ У СИБИРСКИХ ТАТАР

35. Н.С. Кряжева (Омск, государственный университет).
ТКАНЬ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ: ЗНАК И ФУНКЦИЯ

36. Б.К. Смагулов, А.Б. Свитнев (Омск, государственный университет, институт сервиса).
СВЕДЕНИЯ ПО ЭТНОГРАФИИ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОЛЕВЫХ ДНЕВНИКАХ С.Р. ЛАПТЕВА

37. И.Н. Чернова (Омск, государственный университет).
КОНСОЛИДИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НЕМЦЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

38. С.М. Соколов (Улан-Удэ).
ПРОБЛЕМАТИКА КУЛЬТУРЫ
В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ЕВРАЗИЙСТВА

39. Н.А. Дубровина (Омск, государственный университет).
БРАЧНЫЕ КРУГИ РУССКИХ СИБИРЯКОВ:
ВОЗМОЖНОСТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ

40. Н.А. Стручкова (Якутск, государственный университет).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ
В ПОСТАНОВКЕ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

41. Д.А. Рейзвих (Омск, академия физической культуры).
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКИХ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ О СВЯЗЯХ
С ПОТУСТОРОННИМ МИРОМ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ.

42. Л.Б. Герасимова (Омск, государственный университет).
СТРУКТУРА СЕМЬИ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ

43. М.Н. Тихомирова (Омск, государственный университет).
САМСА И ПУРЕК / ПИРОГ В ТРАДИЦИОННОЙ КУХНЕ
ТАТАР СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ

44. Д.А. Рейзвих (Омск, академия физической культуры).
ТЕЛО В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016