123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


А.А. Абрамова, Ю.Н. Ярзуткин
Омск, государственный университет
РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ НАСЕЛЕНИЯ д. ЭБАРГУЛЬ
(К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИОННОМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ
)

В настоящее время представляет особый интерес изучение хозяйственных занятий различных народов, в рамках проблематики "народ и современность", "народ и природа", "народ и экология" и др. Наблюдается определенный феномен возврата к традиционным промыслам, вызванный рядом современных социально-экономических причин: отсутствие или неполная занятость населения; нехватка, недостаточность прожиточных средств; отсутствие государственных экономических стимулов и пр. Кроме того, традиционное природопользование, выражающееся в прямой зависимости людей от даров и "подношений" природы, являет пример разумного, экономичного, экологичного обращения с природой и, в то же время, прошедшего через глубину веков сакрализованного общения и обожествления природы. В нашей работе речь пойдет об одном из таких примеров.

Рыбная ловля является одним из важных видов промысла у населения таежного Прииртышья, а в некоторых случаях одним из главных источников существования. На основании данных, полученных в ходе этнографической экспедиции в д. Эбаргуль Усть-Ишимского района Омской области в 2001 году, в места проживания сибирских татар, возможно проследить посезонное развитие промысла в одном конкретно взятом населенном пункте.

Население д. Эбаргуль промышляет рыбу круглый год как для личного потребления, так и на обмен и продажу. Ловля осуществляется в основном на озере Эбаргуль (протяженность - 12 км, ширина - 300-500 м, глубина - около 3 м), связывающей озеро с р. Иртыш речке Шушар (протяженность - 1,5 км, ширина - 5-10 м, глубина: во время разлива р. Иртыш в мае-июне - более 3 м, в период спавшей воды в июле-октябре - 1,5 м и меньше) и на реке Иртыш. Рыбная ловля на реке Иртыш ограничена из-за затрудненного доступа к берегу (глиняный грунт). Кроме того, крючковый, сетевой и лов с помощью различных приспособлений более эффективен и менее трудоемок на мелководных озере и речке. Сезонный характер промысла в д. Эбаргуль выглядит следующим образом.

Конец зимы - ранняя весна. С началом весны осуществляется активная добыча рыбы, что связано с тем, что она начинает задыхаться в воде и стремится наверх. Рыбак выбирает участок льда, под которым нет воды, определяя его по звуку постукиванием пешней сюмэн. Такое место после раздалбливания льда медленно заполняется водой, осколками льда и снегом, что дает время подготовиться к последующему вычерпыванию рыбы, то есть отбросить лед и снег, приготовить рыболовецкий инвентарь и поставить мережу, если участок выгребания рыбы не ограничен берегом. Мережа представляет собой сетку на палках, которую ставят либо между двумя участками льда, либо между кромкой льда и выступом берега, часть сетки притоплена грузом. Количество прикрепленных к сетке палок и их высота зависит соответственно от длины продолбленного и освобожденного ото льда участка и его глубины. Сетка выставляется на несколько сантиметров выше воды для того, чтобы рыба не смогла перепрыгнуть через сетку. Чтобы не было неприкрытого участка между берегом (льдом), сетка подворачивается и закрепляется на берегу (льду). Рыба стремится наверх, чтобы получить порцию воздуха и заполняет всю площадь проруби (каюв). Рыбак или несколько рыбаков, берут сачки сусхо и начинают вычерпывать рыбу на снег. Если рыбаков двое, то они гребут сачками друг на друга, если один, то в сторону мережи. Иногда для удобства ставят две мережи. Пока прорубь заполняется новой рыбой, рыбак складывает уже пойманную рыбу в мешки, убирает снег и лед. По сведению информаторов, в основном ловится таким способом окунь (олабуга, олбге) и щука (черовал, чорогас, чорогай; мелкая - шошлю ).

Поздняя весна - начало лета. Поздней весной, когда лед вскрывается, вода выходит из берегов и заливает луга, рыба очень часто попадает вместе с водой в траву и не может выбраться, поэтому ее просто ловят руками. Этот способ добычи непродолжителен по времени: уровень воды быстро падает. Некоторые рыбаки используют острогу чанэчка, которая представляет собой палку с металлическим наконечником наподобие копья. В Музее археологии и этнографии ОмГУ хранятся две остроги и имеется их описание. В отличие от острог, используемых в д. Эбаргуль, эти остроги представляют собой трезубец (Хозяйство и средства передвижения…, 1999. - С. 101-102). Лова рыбы с острогой распространен в ночное время в безоблачную погоду и при ясной луне. Крупная рыба подходит близко к берегу, особенно щука, поджидающая свою добычу. Рыбак осторожно ступает по берегу, освещая фонариком водную поверхность. Увидев добычу и наколов ее на острогу, он выбрасывает рыбину на берег. Разновидностью этого способа является ловля рыбы сачком. В этот же сезон рыба идет на нерест. Рыбаки д. Эбаргуль начинают ставить сети, которые в это время проверяют каждые полтора часа, а если рыбы много - чаще чем через час. Сети ставят так, чтобы не перегораживать всю длину озера - косякам рыб необходимо дать свободный ход. Смысл этого в получении такого количества рыбы, которое бы не превысило потребности. По местному поверью считается, что если семья не сможет употребить всю рыбу и ее придется выбросить, Бабушка - локальный дух-хозяйка озера может наказать рыбака и больше не дать ему рыбы. По мере убывания воды на р. Шушар ставят запоры - котцы. Последний представляет собой З-образное сооружение, либо из близкостоящих к друг другу палок, воткнутых в грунт (расстояние между ними не более 2-5 см), либо из сетки с палками по типу мережи (около 6-8 шестов, между которыми натягивается сетка). Принцип данного способа рыбной ловли заключается в следующем: вода спадает, рыба стремится уйти в р. Иртыш, но туда путь ей преграждает котец. Расчет также делается на то, что мелкая рыба проходит в щели котца, а преследующий ее более крупный хищник - окунь, щука, судак оказывается в запоре. З-образная форма котца не случайна: рыба не сразу же встречает препятствие, а мечется в обоих отделениях котца (глубина каждого до 1 м и более), что дает возможность рыбаку вычерпывать ее сачком. Рыба достают, как правило, с двух сторон и отбрасывают на берег. Рыбаки при этом могут стоять на поваленных деревьях и на сделанных из обработанных досок мостках, на лодке и мосте через р. Шушар. Этот способ рыбной ловли приходится на июнь-июль, однако рыбаки - жители д. Эбаргуль - ориентируются на уровень воды: крупная рыба чувствует изменение глубины и покидает речку Шушар. В теплое время года рыбаками активно используется невод ау фабричного изготовления. Популярен и лов удочкой, особенно на карася (ок тобан ) - в мае, во время нереста, и в конце июля, в период цветения шиповника (по приметам местных жителей это самое удачное время для ловли карася).

Осенью, вплоть до наступления холодов преобладает сетевой и крючковый лов. Рыба, по словам информаторов, "жирует", набирается сил и готовится к зимовке. С конца октября, когда озеро Эбаргуль и р. Шушар покрывается льдом, рыбаки переходят к подледному лову.

Зима. В это время года преобладает рыбная ловля на месте впадения р. Шушар в р. Иртыш: крупная рыба из Иртыша охотится на малька (мэлик), который движется из р. Шушар в р. Иртыш. На месте впадения выдалбливают проруби, куда вставляют фитили пентиль, представляющие собой сетку, имеющую форму мешка, натянутого на 4-6 колец, оканчивающегося узким выходом. (Шесть фитилей, полученных от сибирских татар, с подробным описанием конструкции имеются в Музее археологии и этнографии ОмГУ. Фитиль, описанный в д. Эбаргуль, по устройству сходен с ними. См.: Хозяйство и средства передвижения.., 1999. - С. 95-98). Рыба, попав туда, не может выбраться обратно. Проверяют вентили ежедневно, иногда по нескольку раз в день; наиболее распространенная рыба, попадающаяся рыбакам - это налим (курты ). На зиму также могут соорудить котец, но он имеет форму продолговатого овала, со входом по направлению течения, расстояние до берега отгораживают стенками. Стенки и сам котец зимой сооружены также, как и летний котец из близкостоящих друг к другу палок. Рыбу из котца достают сачком: прорубь рядом с котцом по направлению хода рыбы постоянно содержат в размороженном состоянии. Котец функционирует всю зиму и убирается рыбаками только весной, с началом таяния льда, чтобы его не покорежило отколовшимися льдинами и не смыло течением. Самая главная причина снятия котца перед наступлением весны - убрать все препятствия перед предстоящим повышением уровня воды и заходом рыбы в р. Шушар и через нее в озеро Эбаргуль. Таким образом, не будет нарушена природная логическая связь: весенний паводок - крупный водоем - рыба - мелкий водоем - нерест. После падения уровня воды рыба вновь запирается котцом и остается потом в речке и озере. Механизм "запирания" и "отпирания" рыбы с помощью котца представляет собой искусственно созданный элемент, замыкающий естественное природное функционирование рыбооборота. Зимой имеет место и удочный лов.

Рыбная ловля на р. Иртыш. Объектом промысла на р. Иртыш является та рыба, которую нельзя поймать на озере и р. Шушар - стерлядь (севрыг, соурег), которая обитает в глубоких местах. Приспособление для ловли стерляди называется оптуга . Она представляет собой металлическую проволоку диаметром около 3 мм, протянутой далее, чем до середины р. Иртыш и притопленной грузом; с отходящими от нее переметами. На оптуге, как правило, не более 15 переметов (их периодически меняют, так как веревка перемета от длительного нахождения под водой быстро приходит в негодность). Перемет крепится к проволоке и представляет собой около 10 м веревки с грузом и привязанным к ней шпагатом - около 15 м, на который навязываются 15-16 крючков (крючки самодельные, изготовленные из нитей металлического троса). Металлическая проволока оптуги закрепляется на берегу. Процесс заключается в том, что рыбаки на лодке вытягивают проволоку и за счет этого продвигаются к местам, где на ней перевязаны переметы, причем проволока с грузом никуда не перемещается; затем вытягивают сам перемет, снимают пойманную рыбу и меняют наживу (дождевой червь, мальки, мотыль-метляк во время его выпадения). В обычное время оптугу проводят три раза в день; во время падения метляка, а это 3-5 дней в середине - второй половине июня, каждые 5-10 минут. Именно в эти три дня ловится крупная стерлядь и в больших количествах. Такой способ рыбной ловли возможен только в период отсутствия льда на р. Иртыш. Сетей на стерлядь в д. Эбаргуль не ставят.

Как известно, стерлядь принадлежит к осетровым - особо ценному виду рыб; не удивительно, что она является предметом торговли и обмена. Этому способствует также то обстоятельство, что через д. Эбаргуль проходит автомобильная траса, связывающая д. Эбаргуль с такими райцентрами как Усть-Ишим, Тевриз; гг. Тарой и Омском. Местные жители, особенно летом и осенью, имеют большой спрос на стерлядь и не испытывают никаких проблем с ее сбытом.

У жителей д. Эбаргуль существует негласное правило - не брать от природы больше, чем требуется в данный момент. В большей степени это, разумеется, касается рыбной ловли на озере Эбаргуль и речке Шушар. Особенно на этом настаивают представители старшего поколения. Ими движет и страх перед духами, и осознание зависимости от  природы и ее даров. Однако, именно таким образом поддерживается "биоспособность" локальной экосистемы, сущность которой - самодостаточность, баланс и собственное воспроизводство. Показательно, что зависимость от природы проникла в сознание и мировоззрение человека: каждый элемент окружающего микроландшафта, особенно те элементы, которые играют какую-то роль в промысле, наделены душой, наподобие человека. У отдельных мест есть духи-хозяева, которых нужно задабривать, просить разрешение на какие-либо действия, приносить жертвы, испрашивать удачу. Например, уже упоминавшейся духу-хозяйке озера Эбаргуль Бабушке рыбаки приносят хлеб и бросают его в воду. Считается, что она примет подношение и даст за это много рыбы. По рассказам местных жителей, раньше, еще во время существования колхоза, бригадир мог больше не пустить рыбака на озеро, если узнавал, что рыбак сквернословил там и таким образом, по поверью, забирал удачу у остальных рыбаков.

Однако, как отмечают местные рыбаки, рыбы с каждым годом становится все меньше и она мельчает в размерах. Объяснение этому выглядит достаточно реалистичным: в последние годы, в связи с исчезновением колхоза, все больше людей занимается рыбным промыслом, результатом чего и явились отмечаемые ими последствия. Большинство опрошенных не склонны соотносить негативные изменения в численности популяции рыбы с общим ухудшением состояния окружающей среды.
Данный материал позволяет сделать вывод, что возвращение к традиционным промыслам, в частности к рыболовству, обусловлено также благоприятным географическим и природным окружением деревни.

ЛИТЕРАТУРА
Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. - Новосибирск, 1999. - 262 с.

 

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 78-84.

© А.А. Абрамова, Ю.Н. Ярзуткин, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016