123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Е.А. Болотова
Бийск, педагогический государственный университет
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРОЖИЛОВ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ АЛТАЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Цель данной работы заключается в рассмотрении образа женщины, бытовавшего в традиционной культуре русских старожилов и переселенцев Алтая в конце XIX - первой трети XX века. Источниками работы послужили материалы, собранные в ходе этнографи-ческих экспедиций БПГУ летом 1999 - 2000 гг. в Красногорском, Петропавловском и Со-лонешенском районах и экспедиции БГПУ летом 2001 г. в Кытмановском районе.

Мужчина и женщина составляют единое целое - семью. Женщина - ядро, внутрен-ний мир этого целого, а мужчина - оболочка, его внешняя сторона. В соответствии с этим и происходит разделение функций в семье и обществе на женские и мужские. Как заме-чают информаторы, традиционный баланс в современном обществе нарушается. "Тогда мужик женщину кормил, а сейчас женщина мужчину" (Комисарова Н.Ф. С. Мишиха).

На первом месте по значимости находилась рекреационная функция женщины. В возрасте 17-20 лет она должна была выйти замуж. Дети и все, что с ними связано, счита-лись сугубо женским делом - это забота о вынашивании, рождении ребенка, его воспита-нии и охранение здоровья. После двадцати лет, по сообщению информаторов, незамужняя девушка считалась "старой девой" - ее жизнь прошла даром.

Женщина должна была заботиться о своем здоровье, следить за ним у членов семьи. Наиболее способные в этом занятии с приобретением опыта и авторитета могли получить право обеспечивать здоровье всего сообщества деревни, получая почетные звания "ба-бушки-знахарки" или "повитухи". Отсюда закладываются следующие стереотипы:
- невеста должна быть здоровой, чтобы было здоровым потомство. "Румяная не-веста - хороший брак";
- аборт - грех, так как "детей дает" Бог.

Но в 1930-е годы случаи искусственного прерывания беременности, как среди неза-мужних, так и замужних женщин, учащаются. Это связано с изменением социального ста-туса женщины, сближением ее положения с положением мужчины, распространением грамотности, привлечением ее к работе в колхозе и другими факторами. Женщине стано-вится трудно сочетать новые занятия со старыми. Ей пришлось сократить число времени, затрачиваемого на детей и их воспитание, путем регулирования рождаемости. Наруши-лось традиционное функционирование семьи. Подобное происходило не только в России и сейчас выливается в демографический кризис в ряде стран Западной Европы.

Цель заключения брака - воспроизводство потомства. Семья без детей неполноцен-на. В этой связи допускалась возможность развода либо воспитание чужого ребенка. Но развод для женщины являлся позором. Воспитывать детей должна женщина - мать или бабушка. Мужчины участвовали в этом процессе вскользь, "между делом".
Работы делили на сугубо женские, сугубо мужские и смешанные, которые могут вы-полнять и женщины и мужчины. Сфера приложения женского труда - это дом, создание в нем уюта. Женщина должна была быть хозяйственной, "удалящей", работящей, умелой. "Невесту смотрят по обстановке в доме", - отмечают информаторы. Эти качества закла-дывались в процессе воспитания будущей женщины. Девочку лет с семи учили "по жен-скому" - ткать, прясть, шить, доить корову. Женщина своим трудом должна была обеспе-чить быт всех членов семьи. Традиционно женскими занятиями считаются приготовление пищи, изготовление одежды, уборка дома, доение коровы. Работа должна быть по силам женщине, чтобы не надрывать ее здоровье.

Женщина была ответственна за сохранение традиций в семье и обществе, что проис-ходило через ритуализацию повседневности и преемственность поколений. Хозяйка начи-нала день в семье и задавала его дальнейший ход. Ее первое действие - обращение к Богу с молитвой, второе - растопка печи, которая понималась как пробуждение сердца дома.

Женщина должна быть примером своим детям. Ее моральные качества - кротость, покорность мужу, чистота помыслов, верность мужу и семье. Подразумевалось, что в жизни женщины должен существовать только один мужчина - ее муж, а честность невес-ты - залог здоровья детей и верности мужу.

Как правило, опытные женщины, "бабушки" обладали авторитетом в семье и дерев-не. Они должны были передавать свои знания младшим поколениям. "Утром бабка моли-лась и все за ней" (Пушкарева В.Г. С. Туманово). Так обычно обстояло дело с религиоз-ным обучением в кержацкой семье. "Знахарки" и "повитухи" так же должны были обес-печить преемственность накопленных ими знаний и умений, а свекровь наставлять не-вестку, которая в последствии должна была занять ее место. Таким образом, сохранялся традиционный семейный и общественный уклад. Например, информатор рассказывает, что "бабушка умела молиться, считала грехом вступление в колхоз". Поэтому и ее сын, отец рассказчицы не вступал в колхоз (Гутова Е.Е. С. Сунгай).

За соблюдением праздников и постов также следила женщина. Их сроки соблюда-лись через приготовление обрядовой пищи и распространение информации о праздниках. Пища же, "как показывают этносоциальные исследования, является областью наибольше-го сохранения этнической специфики в материальной культуре" (Жигунова М.А. 2000. - С. 372). Если не было церкви, "бабушки" брали на себя осуществление обряда погруже-ния. Женщины сохраняли как христианские, так и языческие элементы традиций. Все это имело фольклорное оформление.
Женщина в крестьянской среде обладала меньшими правами, чем мужчина, но их объем и качественный состав со временем изменялись. Например, девушка обладала оп-ределенной свободой выбора спутника жизни. Хотя все решения принимали родители, вернее отец, все же они интересовались мнением девушки в данном вопросе. Молодуха обладала меньшими правами, чем женщина, родившая ребенка. Женщина, приобретая статус свекрови, приобретала авторитет, как в группе женщин, так и в группе мужчин. Она становилась обладательницей определенного количества власти. Что же касается имущественных прав, то женщина крайне редко могла иметь собственность, кроме полу-ченной в приданное. А оно, как правило, ограничивалось постелью, сундуком с одеждой и домашними животными. Полагалось, что женщина как существо неразумное не могла быть самостоятельной в имущественных вопросах.
Вообще, человек в традиционном обществе воспринимался как часть какой-либо со-циальной, возрастной, половой или иной группы. Это ярко выражалось в обряде сватовст-ва, когда семьи жениха и невесты заключали договор. Женщина, вступая в семью мужа, должна была принять уклад семьи и стать ее частью. "Сноха вошла в дом, и подчиняется свекрови, и все делает, как свекровь велит" (Медведев С.Т. С. Николаевка). Человек наде-лялся качествами, свойственными его группе. Например, при выборе невесты, первым де-лом смотрели на ее семью, поскольку свои личные качества женщина могла проявить только в семье, тогда как мужчина и в обществе - деревне. В 20-30 годы положение меня-ется. Преобладающей формой семьи становится малая. Теперь женщина могла стать гла-вой семьи и выполнять функции управления наравне с мужчиной.

Как видим функции, выполняемые женщиной, взаимно связаны и переплетены. На-ши предки понимали их важное значение. Женщина являлась хранителем традиционной культуры и, как правило, ее старались сохранить в рамках своей этноконфессиональной группы.

Таким образом, по представлениям русских старожилов и переселенцев Алтая, образ женщины в конце XIX - первой трети XX века складывался исходя из трех ее основных функций: рекреационной, трудовой и сохранения традиций.

ЛИТЕРАТУРА
Жигунова М.А. Роль женщины в семье и сохранении народных традиций // Русские старо-жилы: Матер. Сиб. симпоз. "Культурное наследие народов Западной Сибири" (11-13 декабря 2000г., Тобольск). - Тобольск-Омск, 2000. - С. 371-372.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 115-118.

© Е.А. Болотова, 2001.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016