123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Е.М. Берестова
Ижевск, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СРЕДИ УДМУРТОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)

Русская православная церковь, параллельно с распространением христианства, проводила и значительную социально-культурную работу среди удмуртов. Одной из главных своих задач православное духовенство считало утверждение новокрещеных удмуртов в православной вере путем внедрения школьного образования.

С 1870 г. образованием удмуртов начинает активно заниматься Вятский комитет православного миссионерского общества. В первый год своей работы им было отрыто 9 школ, среди учеников которых было всего 8 удмуртов. Но уже в 1875 г. открывается первое удмуртское училище в д. Кузебаево. В 1876 г. учеников в нем по списку было 46, а регулярно посещало школу только 20 человек. В 1902 г. на содержании миссионерского общества было 9 удмуртских школ и 6 со смешанным составом учащихся. Всего в трех уездах в миссионерских школах училось 359 удмуртов, в том числе 335 мальчиков и 24 девочки.

Для лучшего усвоения удмуртами христианства, православная церковь проводила большую работу по переводу и изданию книг на удмуртском языке. Этим, главным образом, занималась Переводческая комиссия православного миссионерского общества, а также братство Святого Гурия в Казани. Помимо книг религиозно-нравственного содержания в Казани и выпускалась и учебная литература. В последнее десятилетие ХIХ в. тематика книг, подготовленных Казанским комитетом миссионерского общества, значительно расширяется. На удмуртском языке выходят брошюры медицинского и педагогического характера: "Береженного бог бережет (наставления, как уберечься от заболевания холерой)", "Советы матерям об оспопрививании детей" (1897 г.), "О трахоме" (1898 г.), "Поучения о воспитании и обучении детей", "Назидательные чтения". Продолжается публикация учебников и пособий (Фролова Г.Д., 1982. - С. 83-84). Кроме этого, по распоряжению руководства Вятской епархии переводческой деятельность занимались и местные священники. К 1898 г. на складах Казанской учительской семинарии находилось 15 наименований книг на удмуртском языке.

При приходских церквях создавались книжные склады и бесплатные библиотеки, где имелись издания религиозно-нравственного содержания не только на русском языке, но и на языках других народов Вятского края. Брошюры, книги и иконы продавались в церкви по самым низким ценам и довольно быстро расходились. Литература из бесплатных приходских библиотек пользовалась спросом у населения. Так, из Дебесской, Шарканской, Нижнелыпской и Чутырской библиотек в 1893 г. прихожанам было выдано 976 экземпляров книг.

Приходские священники занимались не только обучением удмуртов и переводом христианских книг на удмуртский язык, они, по существу, были и первыми историками и этнографами своих прихожан. Среди них следует выделить Г.Е. Верещагина. Этот известный удмуртский ученый, педагог, литератор, этнограф и лингвист был одновременно и священником в приходе с. Буранова, а также инородческим миссионером. Среди этнографических трудов священников необходимо также отметить работы Б. Гаврилова, Н. Блинова, И. Васильева, серию статей М. Елабужского.

Православное духовенство занималось распространением и сельскохозяйственных знаний. В 1854 г. в Вятской губернии насчитывалось 131 образцовое хозяйство, из них 53 принадлежали приходским священникам. Духовенство было активным участником сотовариществ, объединявших крестьян-новаторов. В 40-60 гг. XIX в. в образцовых хозяйствах были апробированы такие новые сельскохозяйственные орудия как плуг-глыбодроб, используемый на тяжелых глинистых почвах, плужок для окучивания картофеля, кочкорез для окультуривания лугов, снаряд для удаления пней, брабантская борона, штирийская коса, английский серп (Гришкина М.В., 1994. - С. 148-149). В 1868 г. священником Дерновым была изготовлена жатвенная машина. В Малмыжском уезде священник с. Ральниково С. Зубарев старался внедрить в крестьянское хозяйство травосеяние. Он выписывал семена кормовых трав и часть их бесплатно раздавал своим прихожанам.

Кроме того, сельские священники, являясь часто единственными образованными людьми на территории прихода, должны были вести работу по распространению санитарно-гигиенических знаний. В частности, в указе Вятской духовной консистории № 9033 от 27 ноября 1856 г., по представлению главного медика министерства государственного имущества, приходским священникам предлагалось усилить просветительскую работу среди удмуртов в связи с распространением глазных болезней. Некоторые приходские священники занимались врачебной практикой. По сообщению благочинного 1 округа Малмыжского уезда священники с. Старый Мултан П. Тукмачев и с. Большие Учи П. Араамов оказывали врачебную помощь своим прихожанам и раздавали бесплатно гомеопатические лекарства.
Русская православная церковь проводила большую социально-культурную работу среди удмуртов, как в качестве государственного института, так и в лице своих отдельных представителей. Именно в школах духовного ведомства впервые была апробирована методика обучения на родном языке. Благодаря трудам духовенства появились первые печатные книги на удмуртском языке не только в прозаической, но и в стихотворной форме. Духовенство также способствовало распространению практических знаний. Не смотря на то, что целью этой деятельности была христианизация и русификация населения, она объективно способствовала повышению образовательного уровня и, в последствии, пробуждению национального самосознания удмуртов.

ЛИТЕРАТУРА
Блинов Н.Н. Сельскохозяйственный быт пермяков и вотяков Карсовайского прихода (Глазовского уезда) // Вятские губернские ведомости. - 1865. - № 31, 33, 37.
Блинов Н.Н. Языческий культ вотяков. - Вятка, 1898.
Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Казань, 1906. - Т. XXII-XXIII.
Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края. - СПб., 1884.
Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда. - СПб., 1889.
Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии. - Казань, 1880.
Гришкина М.В. Удмуртия в эпоху феодализма (конец XV - первая половина XIX века). - Ижевск, 1994.
Елабужский М. Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда// Вятские епархиальные ведомости. - 1894. - № 13. - С. 410-413.
Елабужский М. Поверья некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах // Вятские епархиальные ведомости. - 1894. - № 20. - С. 646-652.
Елабужский М. Моления некрещеных вотяков Елабужского уезда // Вятские епархиальные ведомости. - 1895. - № 15. - С. 621-631.
Елабужский М. Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда // Вятские епархиальные ведомости. - 1895. - № 19. - С. 800-805.
Елабужский М. Крепость вотского язычества // Вятские епархиальные ведомости. - 1903. - № 2-3. - С. 36-48, 102-119.
Фролова Г.Д. Удмуртская книга. История книгопечатания. Современная книга. - Ижевск, Удмуртия, 1982.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 40-44. 

©  Е.М Берестова, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016