123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Г.В. Грошева
Томск, государственный педагогический университет
ЖИВАЯ МИФОЛОГИЯ:
АЛТАЙЦЫ В ПРОЦЕССЕ ОБРЕТЕНИЯ НОВОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Представление алтайского народа о своей истории, его предназначении и месте среди других народов мира образуют важнейшую часть этнонационального сознания. Анализ публикаций по этнической проблематике В.А. Сата, Н.И. Шодоева, В.И. Петрушовой, Т. Мукановой в газете "Улалу" Республики Алтай позволяет отметить особую роль национальной интеллигенции в процессе этнического самоопределения. Она конкретизирует образ этнического "мы", актуализирует проблемы духовно-нравственного возрождения, предлагает пути их решения. Основной из них - возрождение "Ак Ян" - "белой веры" (бурханизма) и попытка превращения ее в общеалтайскую религию.

Бурханизм предстает со страниц "Улалу" как вера, единственно правильная и ведущая к истине. "Сегодня, в начале третьего тысячелетия, Господь Бог посылает людям теперь уже целый народ, именуемый сегодня алтайцами, с его верой и землей, чтобы остановить человека от злодеяний и сохранить его на Матушке Земле" (Сат В.А. Кто есть…, 2000. - С. 10).

Как утверждается, земля алтайцев священна, она никогда не была покорена, завоевана ни одним государством до 1756 года, пока алтайцы не вошли в состав Российского государства. "Никто не покушался на эту богатейшую землю… Господь Бог не допускал, чтобы на Алтай пришло Зло, насилие…" (Сат В.А. Нельзя спасти…, 2000. - С. 10). Возрождаются мифы об Алтае как "земле обетованной", об алтайцах как "избранном народе", осуществляющем божественную миссию, а прошлое алтайского народа изображается как "Золотой век".

Процесс обретения нового этнического самосознания естественным образом сопровождается попытками мифологизации исторической действительности. Предается забвению время, когда предки алтайцев находились под гнетом Джунгарского ("Ойротского") ханства (XVI-XVIII вв.). Со страниц периодической печати алтайцы узнают о государстве "Ойрот" как о собственном государстве, союзном Джунгарской империи, а о джунгарских каганах Шуну и Калдан-Ойроте как о собственных правителях (Шодоев Н.И., 2000. - С. 5).

Вероятно, идеализация этносом своего прошлого - это попытка возвыситься над реальностью и, прежде всего, убрать из прошлого все негативное и недостойное. Это и превращает историю в миф о прошлом. Сегодня часто актуализируются события 1904 года, известные как "погром бурханистов". Однако факты нетерпимости бурханистов к иноверцам, гонения на шаманов, также имевшие место, остаются в тени. Противопоставление гонимого "мы" и "они" оказывается весьма значимым на начальных этапах формирования этнической идентичности.

Мифологизация истории проявляется и в попытке "удревления" своих исторических корней. Вновь появляются утверждения, что найденное археологами в 1992 году захоронение скифской молодой знатной женщины является погребением алтайской принцессы Очы-Бала. Н.И. Шодоев аргументирует это тем, что захоронение было совершено по алтайским обычаям (Шодоев Н.И., 2000. - С. 5). Это не соответствует действительности.

Со страниц газеты прошлое алтайского народа предстает в новой мифологической редакции. В этом процессе не участвуют представители национальной науки. История "пишется" публицистами, краеведами. Оживление интереса народа к своей культуре - стихийный процесс, не насаждаемый сверху. Что означает обращение алтайцев к вере предков: возврат к старому бурханизму или создание его обновленного варианта? Пока мы можем наблюдать лишь сам процесс, результаты которого предугадать сложно. Основой религиозно-мифологического мировосприятия коренных народов Алтая остается вера в животворную силу природы. Сохраняется культ Земли-Воды (Дьер-Суу) как совокупного образа Родины и культ Алтая. Теперь его синонимом становится нехарактерное для алтайской культуры понятие "Бог". Налицо стремление сформулировать монотеистическую версию архаичного мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА
Сат В.А. Кто есть человек? // Улалу. - 2000. - № 38, 27 сент. - С. 11.
Сат В.А. Нельзя спасти народ, который не желает спасать себя // Улалу. - 2000. - № 37, 20 сент. - С. 3.
Шодоев Н.И. Что означают "ожидание Ойрота" и "Троянская тропа"? // Улалу. - 2000. - № 43, 1 нояб. - С. 3.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 38-40 .

©  Г.В. Грошева, 2001


Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016