123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Е.А. Кондрашова
Санкт-Петербург, Музей М.В. Ломоносова РАН
К ИСТОРИИ МИНЦ-КАБИНЕТА ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ

Среди современных коллекционеров нумизматика по праву считается одним из самых демократичных и популярных видов коллекционирования (и одним из предпочтительных способов вложения денег). В отличие от прочих памятников искусства, монеты и медали легко и удобно хранить, их стоимость вместе с ценами на драгоценные металлы лишь растет. Монеты и медали являются важными памятниками истории и культуры. В советское время на антикварном рынке нумизматика считалась относительно открытой и доступной областью коллекционирования, и сегодня количество нумизматических магазинов, публикаций, Интернет-изданий увеличивается. Такое массовое явление в современной отечественной культуре как появление многотысячной (если не более) армии коллекционеров-любителей восходит, несомненно, к Петру I, его преобразованиям и инновациям в сфере культуры, к переменам в общественном сознании в начале XVIII в.

Знаки денежного обращения и история их бытования в России являются предметом исследования нумизматики, истории, экономики и других наук. Роль денежного обращения в традиционной народной культуре, обычаи и верования, связанные с денежными знаками, достаточно подробно изучены этнографами (Потин В.М., 1986. - С. 121-127). При изучении истории музейных собраний XVIII-XX вв. оказывается возможным выявить эволюцию восприятия общественным сознанием монеты: от монеты - средства оплаты и элемента ритуала, обряда до признания за монетой самостоятельной исторической и коллекционной ценности. Представляется, что в процессе формирования новой для России сферы коллекционирования значительную роль сыграло первое государственное нумизматическое собрание - Минц-кабинет Петербургской Кунсткамеры.

В России первые документы, свидетельствующие об отношении к монете как к предмету коллекционирования, относятся к концу XVII в. Примерами для подражания тогда становились иностранцы - купцы или дипломаты, увозившие на Запад образцы русской ходячей монеты в качестве материала для коллекций или же просто сувениров. (Спасский И.Г., 1977. - С. 54).

Первое знакомство Петра I с зарубежными собраниями монет и медалей состоялось во время Великого посольства царя за границу в 1696-1698 гг. Многочисленные частные собрания монет и медалей, увиденные в Европе Петром I и его сподвижниками, стали толчком к созданию Петром I личной коллекции и, затем, к развитию нумизматического собирательства в России и к собственному медальерному производству. Образцами для россиян стали первоклассные голландские коллекции - музей Я. де Вильде, кабинеты Н. Витсена, Н. Шевалье, С. Схейнфута, а также Дрезденская Кунсткамера, нумизматическое собрание Королевской библиотеки в Париже, Лондонского Тауэра и др. (Левинсон-Лессинг В.Ф., 1977. - С. 5-36 ) Таким образом, западноевропейские минц- (или мюнц-) кабинеты (от нем. munze - монета), в состав которых входили монеты, медали и резные камни - геммы, являлись неотъемлемой частью сложившегося у Петра I представления об универсальном музее научного типа, какой он задумал создать в России.

Образованный в Петербургской Кунсткамере Минц-кабинет (1714 г.) стал крупнейшим музейным нумизматическим собранием в России XVIII в. Для него приобретались лучшие европейские и отечественные нумизматические коллекции - античные, восточные, западноевропейские, российские монеты и медали, а также резные камни и печати (Неверов О.Я., 2000. - С. 129). Кунсткамеру пополнили личный кабинет монет и медалей Петра I (1728 г.), многочисленные дары частных лиц, коллекции, конфискованные у опальных вельмож, монеты, привезенные академическими экспедициями.

Со времени Петра I создание монет и медалей в XVIII в. в России, как и в других европейских странах, приняло государственное значение. Медальерное искусство оперативно и живо откликалось на события современности, монеты и медали составляли летопись истории страны (Щукина Е.С., 1962. - С. 10). Коллекции нумизматических памятников стали важными историческими источниками. Новые медали часто создавались по классическим памятникам из музейных и частных коллекций. Например, серия из 276 бронзовых медалей Людовика XIV, поступившая в Кунсткамеру в 1728 г., была широко известна в Европе и являлась прообразом для многочисленных тематических серий, возникавших в разных странах в XVII-XVIII вв.. В России подобными сериями стали медали на события Северной войны, портреты-инталии русских царей и князей И.К. Дорша (обе серии хранились в Кунсткамере), "медалическая история" М.В. Ломоносова и многие другие (Щукина Е.С., 1962. - С. 48-49).

Минц-кабинет Кунсткамеры долгое время был единственным доступным нумизматическим собранием в России. Его экспонаты служили образцами для мастеров Петербургского Монетного двора, а также основой научной исследовательской работы академиков Петербургской Академии наук. Известно, что экспонаты медального кабинета сортировались по времени и происхождению. (Станюкович Т.В., 1953. - С.104) Таким образом, Минц-кабинет был своеобразным "учебником истории" и "атласом народов", экономической и историко-культурной моделью мира в одном выставочном зале-кабинете. О том, что монеты и медали стали одними из символов Санкт-Петербурга, говорит изобразительный материал. Фигура Нумизматики и ее атрибуты (шкафчики-медалье с узкими выдвижными лотками для хранения монет и медалей) изображены на планах Петербурга 1716 г. и 1737 г. (Щукина Е.С., 1962. - С. 10, 43).

За относительно короткий срок расширяется социальный круг российских поставщиков, дарителей и продавцов нумизматических коллекций для Кунсткамеры. Если в 1720-40-х гг. это в основном аристократы (Я.В. Брюс, А.П. Волынский, П.И. Мусин-Пушкин, А.И. Остерман) и академики Петербургской Академии наук (И.Х. Буксбаум, И.Н. Делиль, Г.З. Байер), то во второй половине XVIII в. это уже десятки имен коллекционеров-мещан.

С 1785 г. отдельные экспонаты Минц-кабинета передавались в Императорский Эрмитаж. Так, увлекавшаяся резными камнями Екатерина II для своей личной коллекции изъяла из Кунсткамеры собрание гемм. К концу XIX в. постепенно и остальные части кабинета перешли в нумизматическое собрание Императорского Эрмитажа. Сегодня о существовании Минц-кабинета в Кунсткамере XVIII в. напоминают уникальные сохранившиеся интерьеры. В 1760-1761 гг. для Минц-кабинета на сводах трех комнат первого этажа Кунсткамеры мастером Г.Ф. Партьером были выполнены лепные украшения, оригиналами для которых стали здесь же хранившиеся медали (Станюкович Т.В., 1953. - С. 134) Очевидно, что эти изображения являются ценным историческим документом, дающим представление об экспонатах Минц-кабинета, характере и принципах собирания первой нумизматической музейной коллекции в России.

ЛИТЕРАТУРА
Левинсон-Лессинг В.Ф. Первое путешествие Петра I за границу // Культура и искусство петровского времени. - Л., 1977.
Неверов О.Я. Собиратели редкостей из окружения Петра Великого // Из истории петровских коллекций. - СПб, 2000.
Потин В.М. Введение в нумизматику // Труды Гос. Эрмитажа. - Л., 1986. - Т. XXVI.
Спасский И.Г. На заре русской нумизматики // Культура и искусство петровского времени. - Л., 1977.
Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. - М.;Л., 1953.
Щукина Е.С. Медальерное искусство в России XVIII в. - Л., 1962.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 139-142.

© Е.А. Кондрашова, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016