123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Ю.В. Куркотова, Е.М. Лупанова
Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера)
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
(Опыт статистического исследования немецко- и русскоязычных посетителей Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого)

Работа с посетителями из зарубежья является одним из важнейших направлений в деятельности Экскурсионно-просветительского отдела МАЭ РАН. Ежегодно около 200 иностранных групп осматривают залы музея в сопровождении экскурсовода. Музей постоянно проводит подготовку кадров для работы с иностранцами. В 2001 году после длительного перерыва возобновлена традиция проведения обзорных экскурсий на немецком языке. В перспективе предполагается разработка комплексной экскурсии для немецкоязычных туристов "Кунсткамера и ее окрестности".

Подготовка экскурсии на немецком языке, ее апробация, а также дальнейшие перспективы развития деятельности музея в этом направлении сделали необходимым анализ работы с иностранцами, прежде всего, экскурсий по следующим параметрам: темы, маршруты, объекты показа, протяженности во времени, деятельность экскурсовода и ответная реакция группы.

Исследование состояло из трех основных этапов. На первом этапе был изучен опыт подобной работы в ведущих музеях Германии (Materialen aus dem Institut fur Museumskunde, 1996, 1999, 2000; Mitteilungen und Berichte aus dem Institut fur Museumskunde, 1996, 1999, 2001), а также сотрудников МАЭ РАН (Соболева Е.С., 1995. - С. 388-394; Будай Л.П., 1996. - С. 27-29; Узуновой В.А., 2000. - С. 325-32). Основное внимание уделялось вопросам, связанным с интересами и потребностями посетителей. Тщательному изучению в этой связи подверглись анкеты для посетителей, разработанные Берлинским институтом музееведения в 1996-2000 гг. и наблюдения за русскоязычными туристами МАЭ В.А. Узуновой. Важным результатом данного этапа стало составление собственной анкеты.

Второй этап заключался в проведении опроса посетителей. В течение августа 2001 года в залах музея всем желающим предлагалось ответить на вопросы разработанной анкеты. Посетителей просили выразить в ней свои мнения относительно этнографических залов, которые хотелось бы посмотреть с экскурсоводом (маршрута), определить круг тем, обзор которых они хотели бы услышать во время экскурсии, и количества человек в группе, задуматься над вопросом об образовании экскурсовода этнографического музея (кто он: историк, этнограф или экскурсовод?), обозначить желаемую продолжительность экскурсии и дать характеристику предпочтительных объектов показа. Итогами этого этапа явились заполнение 200 анкет, 100 из которых заполнили немецкоговорящие посетители и 100 - русскоговорящие туристы. Всего получены ответы более чем на 2400 вопросов.

Завершающим этапом исследования стали компьютерная обработка данных и сопоставление результатов. Необходимые вычисления были проведены с помощью программы MS Excel. Сравнение результатов опросов русских и иностранцев позволили представить достаточно полную картину специфики экскурсии по этнографическому музею для немецкоговорящих туристов. Кардинальные отличия между отечественными и зарубежными посетителями заключаются, прежде всего, в определенном посетителями списке тем экскурсий, выбранных объектах показа и представлениях о квалификации экскурсоводов.

Результаты исследования были учтены при проведении экскурсий для иностранцев, получили одобрение и могут быть успешно использованы в дальнейшей работе музея.

ЛИТЕРАТУРА

Materialen aus dem Institut fur Museumskunde. - Berlin, 1996. - Heft 44. - S. 70.
Materialen aus dem Institut fur Museumskunde. - Berlin, 1996. - Heft 46. - S. 138-145.
Materialen aus dem Institut fur Museumskunde. - Berlin, 1996. - Heft 48. - S. 87-91.
Materialen aus dem Institut fur Museumskunde. - Berlin, 2000. - Heft 53. - S. 74-75.
Mitteilungen und Berichte aus dem Institut fur Museumskunde. - Berlin, 1996. - Bd. 5. - S. 21.
Mitteilungen und Berichte aus dem Institut fur Museumskunde. - Berlin, 1999. - Bd. 17. - S. 11-33.
Mitteilungen und Berichte aus dem Institut fur Museumskunde. - Berlin, 2000. - Bd. 21. - S. 49-50.
Будай Л.П. Методическая работа МАЭ // Курьер Петровской Кунсткамекры. - СПб., 1996. - Вып. 1. - С. 27-29.
Соболева Е.С. Проблемы музейного маркетинга: зарубежный опыт // Кунсткамера: этнографические тетради. - СПб., 1995. - Вып. 8-9. - С. 388-394.
Узунова В.Г. Социология музееведения: Исследование специфики потребностей и восприятия посетителей // Сборник МАЭ. - СПб., 2000. - Т. 48. - С. 325-327.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 153-155.

 ©  Ю.В. Куркотова, Е.М. Лупанова, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016