123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


О.А. Масалова
Казань, государственный университет
Л. СЕА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТИСНОЙ КУЛЬТУРЫ

Долгое время интерес к проблемам культуры стран так называемого "третьего мира" осуществлялся с точки зрения европоцентристских позиций (отсюда и разделение стран на "первый", "второй" и "третий миры") и исходил скорее из экономической и политической необходимости. Это происходило до тех пор, пока сами страны "третьего мира", то есть Азии, Африки, Латинской Америки не заявили о себе, о своей самобытности и о своем равноправии.

Так, в конце 60-70-х гг. XX в., когда окончательно рухнула колониальная система, и народы обрели официальную независимость, в Латинской Америке возникло философское направление, плавно перетекшее в общественное явление, обозначающееся как "философия латиноамериканского" - "filosofia de lo latinoamericano". Оно стало своеобразным философским осмыслением особенностей истории латиноамериканского региона, его культуры, становления его самосознания и осознанием собственной аутентичности.

Одним из основателей этого философского направления стал известный мексиканский ученый, философ, историк культуры, общественный деятель, профессор Национального автономного университета Мехико (УНАМ) Леопольдо Сеа. Он всю свою жизнь посвятил изучению эволюции латиноамериканской общественной мысли, направленной на выявление специфики историко-социального и культурного формирования Латинской Америки, на поиск самообретения, самоотождествления, на поиск самих себя. Поднимаемые им вопросы культуры - это, прежде всего, вопросы латиноамериканской культуры, разрешение которых является для него первостепенным.

Понятие "культура" (следует понимать как "латиноамериканская культура") у Л. Сеа неотделимо от понятия "история" (соответственно, "латиноамериканская история"), тесная взаимосвязь которых очевидна. Он понимает историю, и, соответственно, культуру, как проект, как "некий направляющий принцип, некий ориентир движения как целого" (Сеа Л., 1984. - С. 39). Таких проектов, по мнению Л. Сеа, было несколько. Первый проект - это европейский христианский проект XVI в., оправдывавший первую волну экспансии, то есть непосредственно открытие Нового Света, и последовавшие за ним события. Второй проект - латиноамериканский проект освобождения или либертатный проект XVII-XIX вв., имевший несколько модификаций. В его рамках обсуждалась проблема выбора пути развития Латинской Америки: либо копировать историческое развитие европейского мира, либо в основу положить "чуждо настоящее", под которым понималась модель развития Соединенных Штатов Америки (Сеа Л., 1984. - С. 42). И, наконец, третий проект - проект самообретения XX в. "Этот проект ставил себе целью восстановить в правах собственную реальность, освоив и приняв ее. Ибо только при таком принятии можно заменить реальность зависимости на реальность свободы" (Сеа Л., 1984. - С. 43).

Этим проектам истории Латинской Америки соответствуют проекты латиноамериканской культуры. Так, христианскому европейскому проекту соответствует проект культуры как дискриминации, возникшей в1492 г. во время иберийской экспансии, с началом Конкисты. Л. Сеа замечает, что дискриминация - это уникальное, исключительное и масштабное явление, свойственное всем народам Земного шара, столкнувшимся с чем-то непохожим и непонятым. Либертатному проекту истории соответствует проект культуры как сопоставление. По времени он совпадает с эпохой Нового времени, признает Америку как нечто иное, но не пытается понять ее. "Запад" просто пытается прийти к некоему знаменателю, делает попытку установить хотя бы относительную гармонию и включить автохтонных народы Америки "в свою ойкумену" (Сеа Л., 1982. - С. 52), хотя и не предполагает сделать их равными себе. Проект самообретения представляет латиноамериканскую культуру как проблему из своего собственного прошлого, прошедшего под знаменем метисации; как проблему, которую надо разрешить, встретившись лицом к лицу со своей сущностью.

Культурно-историческая метисация - длительный процесс, положивший начало качественно новой культуре, определивший специфику латиноамериканской культуры. Встреча, открытие, столкновение столь различных культур - автохтонной индейской и западноевропейской, а в последствии и привнесенной африканской культуры, показали и доказали, что отрицание одной из них, ее уничтожение и насильственное внедрение чужеродной культуры делают невозможным дальнейшее существование обеих культур. Поэтому был необходим их синтез, чтобы заполнить возникшее в результате противоречий межкультурное пространство новыми культурными формами и ценностями, ставшими для всех общими. "Наши специфические история и культура ставят проблему: ассимилируя архетип, который Европа и ее культура упорно стремились навязать другим людям и народам, перестать быть эхом и тенью, чтобы стать как сама Европа, реальностью - живой, активной и поэтому меняющейся по мере ассимиляции особенностей других культур..." (Сеа Л., 1982. - С. 64).

Эти проекты символизируют собой этапы формирования единой латиноамериканской культуры. Однако пути ее формирования, отмечает Л. Сеа, на любом этапе были одни и те же: сначала идет путь "снятия", то есть выявления достижений той или иной культуры, а затем - путь ассимиляции, то есть принятия и адаптации того, что было выделено в момент "снятия". А если к этому добавить историческую и этническую метисацию, то латиноамериканский континент можно рассматривать как "тигель культур и рас" (Почетное звание - мексиканскому философу, 1994. - С. 127). Так что в дальнейшем, по мнению Л. Сеа, можно будет говорить о появлении некой универсальной культуры, которая может явиться началом формирования всемирной универсальной культуры.

Этому процессу способствует такое свойство латиноамериканской культуры как маргинальность. Латиноамериканская культура маргинальна, так как она находится на стыке европейской, индейской, африканской и производных от них культур. Это свойство, призванное разъединять, на самом деле, наоборот, объединяет всевозможные компоненты в единое целое, вводит латиноамериканскую культуру во всемирный культурно-исторический процесс.

ЛИТЕРАТУРА
Сеа Л. Поиск латиноамериканской сущности // Вопросы философии. - 1982. - № 6.
Сеа Л. Философия американской нации. - М., 1984.
Почетное звание - мексиканскому философу // Латинская Америка. - 1994. - № 10.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 12-14.

©  О.А. Масалова, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016