123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Ю.В. Трофимов
Омск, государственный университет, историко-краеведческий музей
"ОЖАУ" ИЛИ "КУЛА"?
(К атрибуции одного предмета из коллекции ОГИК музея)

В фондах Омского государственного историко-краеведческого музея под № 1671 по книге поступлений основного фонда хранится деревянный ковш, имеющий серебряную обкладку с надписью. Целью данной работы является первичная атрибуция ковша.

Об интересующем нас предмете в каталоге "Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого сказано: "Ковш для кумыса - "ожау". Из дерева и серебра. Изготовлен вручную. Черпак имеет округло-вытянутую форму, дно заострено. Верхние края загнуты и плоско срезаны. Оставлено небольшое отверстие. Ручка цельная, в сечении овальная, в нижней части имеется острый выступ. В центре ручки сделано отверстие. Ручка покрыта округло-вытянутой серебряной пластиной. Стык в нижней части, по нему проходит бордюр из мелких шариков, обрамленный полосками из витой проволочки. Такой же бордюр проходит по краю, ближнему к черпаку. С этой стороны пластина надставлена стилизованными цветами с 3 лепестками. Снизу к выступу на ручке примыкает ланцетовидный лепесток. Поверхность ручки покрыта надписями арабскими буквами…". Также в каталоге отмечено, что ковш использовался казахами для разливания кумыса в XIX - начале XX вв., изготовлен в конце XIX в. в Казахстане и передан Музеем Омского отдела Русского географического общества в 1923 г. (Культура казахов …, 1995. - С. 92-94). В книге поступлений под № 1671 записано: "Ожау - деревянный ковш для разливания кумыса, с длинным металлическим носком. На носке вырезаны мелкие мусульманские письмена. Ковш шаровидный, верх плоский. Выдолблен из куска целого корня неизвестного дерева. Из коллекции предм. быта казаков (киргиз) от географического общества". Эта надпись копирует более раннюю, из старой книги поступлений, составлявшейся в 1950-60-х гг., кроме одной детали: в старой записи слово "ожау" перечеркнуто, а сверху имеется приписка: "кула - ковш для вина". При публикации каталога это не было учтено, как и то, что в книге 2 "Инвентарь этнографического отдела Государственного Западно-Сибирского Музея", писавшейся в 1920-30-х гг., где тот же предмет стоит под № 1505, указан даритель - Мукумбай Байтлевов. В то же время, в предваряющей каталог статье имеются сведения, что для Нижегородской всероссийской выставки 1896 г. музею Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества старшина Мукамбай Байтлевов из Джаландинской волости Кокчетавского уезда подарил "ожау" и "саптаяк" (ступка для растирания табака) (Культура казахов…, 1995. - С. 11-12).

Вернемся к упоминавшемуся варианту названия предмета - "кула". Этот термин в Грузии означает "сосуд для вина" (Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н., 1982. - С. 232). Сама форма предмета совсем не похожа на традиционную форму казахского "ожау", в том числе, на те "ожау", которые хранятся в ОГИК музее и также представлены в названном каталоге (Культура казахов…, 1995. - С. 91-101). Предмет обнаруживает больше соответствия с ковшами из экспозиции "Грузины" Государственного музея этнографии (Грузины, 1982. - С. 28). На этот же вывод указывает изучение надписи, вырезанной на серебряной пластине, покрывающей часть предмета. Во всех упоминавшихся выше документах и в каталоге надпись никак не переводится и называется "мусульманской " или "арабской". Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что она выполнена при помощи грузинской письменности - "мсхедрули". Из существующих трех строк две нижние имеют плохую сохранность, верхняя читается следующим образом: "К миродзебия берука да дианис дзес тариэлс", что в переводе означает: "Преподношу это сыну Беруки и Дианы Тариэлу" (Перевод выполнен Александром Вахтанговичем Чобалаури). Перед нами, по всей видимости, дарственная надпись.

Итак, предмет представляет собой грузинский ковш для вина. Та его часть, где находится серебряная пластина, является не "ручкой", имеющей отверстие по центру, как написано в каталоге, а "носиком" для разливания вина. Тот факт, что старшина Мукамбай (Мукумбай) Байтлевов подарил ковш для представления на выставке в составе казахской этнографической коллекции, говорит об укорененности данного предмета в традиции в качестве "ожау". Действительно, несмотря на внешнее различие грузинских и казахских ковшей, функция их схожа: разливание напитка из большой емкости в более мелкую посуду для питья. "Кула" становиться "ожау", так как выполняет функции именно этого предмета в чужой культуре. Именно такой механизм проникновения вещей в инокультурную среду отмечается исследователями как наиболее часто встречаемый (Дмитриева Т.Н., 1996). Вопрос о путях и времени попадания грузинского ковша на казахскую территорию остается наиболее трудным.

Таким образом, мы попытались провести первичную атрибуцию рассматриваемого ковша, исправив неточности, допущенные при его публикации в каталоге. При этом возникли новые вопросы, связанные с происхождением и бытованием данного предмета. Они могут быть разрешены при более углубленном подходе к рассмотрению соответствующих черт истории и культуры как грузинского, так и казахского народов.

ЛИТЕРАТУРА
Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX - XX веков: традиции и инновации. - М., 1982.
Грузины (Конец XIX - начало XX вв.). Путеводитель по экспозиции. - Л., 1982.
Дмитриева Т.Н. Конференция "Чужая вещь в культуре" // Этнографическое обозрение. - 1996. - № 5.
Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея. - Томск, 1995.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 150-152.

©  Ю.В. Трофимов, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016