123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Д.А. Рейзвих
Омск, академия физической культуры
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКИХ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ О СВЯЗЯХ
С ПОТУСТОРОННИМ МИРОМ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ.

Основой представлений о возможностях связи человека с потусторонним миром можно назвать веру в опасность подобного общения для живых людей. Как мне кажется, все виды контактов с потусторонним миром можно классифицировать по степени опасности для людей, а, следовательно, по степени освоенности, регламентированности их народной культурой на три вида: а) регламентированные; б) нерегламентированные; в) полурегламентированные.

В русской традиционной культуре регламентированный характер носит общение с мёртвыми во время поминального цикла, который осуществляется несколько раз в год в двух формах: на кладбище и дома. Нерегламентированное общение с тем светом происходит при контакте с "заложными" покойниками, нечистой силой, в случае неполного разрыва связей между миром мёртвых и миром живых, когда умершие появляются в местах сакральной связи того и этого света или во сне. Полурег-ламентированные контакты с потусторонним миром возможны во время различных календарных праздников. В эти дни граница между мирами менее прочна, поэтому преодолеть её легче как с той, так и с этой стороны. Вследствие этого во время праздников особенно опасна разная "нечисть", а люди стремятся проникнуть в будущее с помощью гаданий.

Как уже было сказано, наиболее регламентированы отношения между тем и этим миром в цикле похоронно-поминальной обрядности. Это связано с необходимостью защи-ты живых от умершего и ритуально-оформленного перехода усопшего на тот свет. В момент смерти человека происходит разрыв границы между мирами, нарушается однородность мира живых. Комплекс похоронных и поминальных обрядов был призван вернуть миру изначальную цельность, уничтожить опасное для людей соседство с тем светом. Кроме того, похоронно-поминальный цикл обрядов служил переводу индивидуального явления физической смерти в явление типичное, родовое посредством изменения статуса умершего, переходу его в разряд предков (Байбурин А.К., 1993. - С. 119).

Необходимо отметить связь между поминальным обрядом и календарными праздни-ками. Благополучие человека и его семьи во многом зависело от благоприятного воздей-ствия на урожай и погодные условия предков. Это делает важным общественным событием смерть и личные поминки каждого отдельного члена коллектива. Индивидуальное поминовение умершего обычно проводилось на 3, 9, 40-й день, пол года, год. Это связано с верой в то, что душа после смерти тела ещё некоторое время обитает на земле и в эти дни посещает свой дом. Покойник, принадлежащий уже другому миру, посещает свой дом только в особое, отведённое ритуалом время. С другой стороны, умерший на поминках является хозяином (ему отводят почётное место - красный угол). Время проведения поминок объясняется по-разному: одни говорят, что в эти дни ангел приводит душу на поклон Богу, но чаще объясняют подобные сроки поминок тем, что душа до 40 дней летает по земле, временами возвращаясь домой, а потом возносится на небо.

Но если человек лишён был нормального погребального обряда, если они не поде-лились чем-то с умирающим, не выделили его "долю", то он мог вернуться и отомстить живым. Не полностью разомкнутая связь живого и мёртвого, выраженная в том, что по-койного обделили при смерти, может привести к тому, что он заберёт это сам. Отражение этих верований отмечено запретах брать что-либо с кладбища. Для избежания подобных негативных воздействий русские всё, что касалось умершего, отправляют вместе с ним на тот свет: бросают в гроб или сжигают стружки от гроба, лоскутки от смертной одежды. Если хоронили хозяина дома, то жена клала ему во все углы гроба деньги со словами: "Я тебе не остаюсь должна".

Другой причиной возвращения покойника может стать "тоска" по нему. Это явление в народной традиции носит отрицательный характер, и многими воспринимается как бо-лезнь. Для защиты от этой болезни места соприкосновения миров (дом, двор, печь, под-пол) засыпают маком. Тоску предупреждают выводя родственников из дома спиной к двери, бросая за воротник горсть могильной земли на кладбище; выходя с кладбища говорят: "Мы к тебе не ходим, ты к нам не ходи!". Кроме того, заставляют тех, кто тоскует, смотреть в печь, что характерно для многих регионов России. Если всё же тоски не удаёт-ся избежать, то есть опасность того, что покойник может прийти к своим родственникам. При этом он часто приобретает вид "огненного змея" или "огницы". Прилетая на двор, огненный змей рассыпается искрами и превращается в умершего человека.

Видимо под влиянием христианской традиции, в народе эти явления зачастую рас-сматривались как дьявольские происки, проявление нечистой силы. Покойник, посещаю-щий живых, нередко исполнял все обязанности, какие исполнял до смерти: мать ухажива-ла за детьми, муж ходит к жене, спит с ней. Кроме "тоски" хождение покойников могут вызвать какие-либо их потребности - они просят (приходя к живым во сне) вернуть то, что принадлежало им, например землю с могилы; передать необходимую им вещь, просят отпеть их. Такие покойники не могут спокойно отойти в мир иной, так как совершили при жизни много грехов.

Особенное отношение у русских было к так называемым "заложным" покойникам то есть к тем, кто умер не своей смертью (утонул, повесился, опился, умер без крещения или продал душу нечистой силе). Этим покойникам не было пути в сонм "родителей", так как они лишались погребального обряда. В разных традициях они либо попадали в ад, либо превращались в нечистую силу: русалок, привидений, вурдалаков, еретиков. Подобные представления являются очень архаичными и во многом происходили из древнего обожествления земли. Основной аргументацией действий с "заложными" покойниками было то, что "их не принимает земля"(Виноградов Г. С., 1923. - С. 315). Лишённого погребального обряда по всем правилам "нечистого" покойника земля не могла принять в себя.

В конце XIX - XX в. в Среднем Прииртышье эти верования уже во многом утратили свою акту-альность. Отголоском древних верований является стремление хоронить само-убийц, утопленников за оградой кладбища. Таким же архаичными были средства воздействия на нечистых покойников, которые, по русским представлениям, могли влиять на погоду, приносить засуху, заморозки или дождь.

Взаимное проникновение того и этого миров может происходить и во время сна. Сон с древних времён являлся олицетворением временной смерти. Это объясняет феномен вещих снов и веру в то, что во время сна человек может заглянуть в будущее. Подобная характеристика сна позволяет говорить о том, что тот свет представлялся как источник всех знаний о жизни и судьбе человека. Во время сна живым могут являться их умершие родственники.

Являющийся во сне покойник не опасен. Он обычно появляется, чтобы передать ка-кую-нибудь просьбу. Сны, в которых присутствует покойник, являются вещими и требуют особой трактовки. Покойники снятся к дождю или снегу, часто предвещают смерть. Специфика контакта с тем светом во время сна заключается в том, что человек временно теряет свой статус живого и взаимодействие происходит на уровне как бы двух умерших: умершего временно и умершего навсегда (Бережнова М.Л., 1998. - С. 230).

В некоторых ситуациях для облегчения контакта с потусторонним миром человек специально старается приобрести характеристики умершего, принимая ритуальную смерть. Это происходит обычно во время праздничных или ритульно значимых дней, сакрального времени утончения границ между мирами, времени разгула нечистой силы. Такие моменты люди использовали для гаданий, которые можно назвать обращением к той информации о судьбе человека, которая находится на том свете, а следовательно, обращением за помощью к нечистой силе. Многие гадания по своей структуре можно охарактеризовать схемой "кормление - задабривание" по отношению к представителям потустороннего мира. Например, девушки выходили на перекрёсток с пирогами и спрашивали у первого встречного имя будущего супруга. Для этого типа гадания важным является место встречи с прохожим, который выступает здесь как представитель иного мира, на перекрёстке и его угощение. Надо отметить, что первый встречный и в погребальном обряде считался посредником, медиатором между мирами (Невская Л.Г., 1980. - С. 77). Похожую роль играли нищие, убогие люди, которые получали милостыню - важную часть погре-бального обряда. Значение гадания, как способа связи с тем светом, раскрывают действия, связанные с зеркалом, в котором должен был появиться суженый-ряженый. В похоронно-поминальной обрядности зеркало - это один из важнейших образов, олицетворяющий своеобразный тоннель между мирами.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что всю свою жизнь человек находится в постоянном соприкосновении с потусторонним миром. Тот свет не изолирован от этого, не просто существует параллельно с миром живых, а активно влияет на него. Но несмотря на характер этого влияния - положительный (когда человек находится под покровительством своих предков) или отрицательный (когда он испытывает опасность со стороны нечистых покойников, нечистой силы) - постоянно подчёркивается чуждость и инаковость потустороннего мира по отношению к миру людей. Разница лишь в том, насколько упорядочены и подчинены человеческим желаниям взаимоотношения с потусторонним миром. Контакты с этим миром могут принимать различные формы и происходить при помощи различных медиаторов. Регламентированные формы общения с тем светом используются для поддержания связи с предками и могут быть охарактеризованы как обмен. К таким формам можно отнести похоронно-поминальную обрядность, которая способствует тому, чтобы индивидуальная смерть человека перешла в плоскость явлений общественных, а душа умершего благополучно слилась с сонмом предков. Подобные взаимоотношения с тем светом наиболее упорядочены и предсказуемы. Полную противоположность регла-ментированным отношениям составляют нерегламентированные, которые связаны в первую очередь с "заложными" покойниками, нечистой силой. Эти контакты не зависят от воли человека и поэтому наиболее опасны. В народной культуре выработано множество способов защиты от вредоносного воздействия нечистых покойников. Полурегламентированные формы контактов с тем светом, такие как гадание, заговор, знахарство не одобряются официальной церковью и общественным мнением, однако постоянно используются в неродной практике. При помощи таких форм человек может обратиться к тем сверхъестественным силам и знаниям, которые народное сознание располагает на том свете. Таким образом, связи того и этого света имеют постоянный и устойчивый характер и во многом определяют существование и мироощущения русских крестьян конца XIX - начала XX веков.

ЛИТЕРАТУРА
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточносла-вянских обрядов. - СПб., 1993.
Бережнова М. Л. Представления о связях реального и потустороннего мира через умерших у русских Среднего Прииртышья (по материалам этнографических экспедиций 1996 г.) // Русский вопрос: история и современность: Матер. III Всерос. науч. конфер. - Омск, 1998.
Виноградов Г. С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Сб. тр. профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та Иркутск, 1923. - Вып. 5.
Невская Л. Г. Погребальный обряд в Пелясе (структура и терминология) // Балто-славянские этноязы-ковые контакты. - М., 1980.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 130-135.


 © Д.А. Рейзвих, 2002


Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016