123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Проекты ИОО | Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Визуальная антропология | Политическая антропология | Философские проблемы антропологии | Юридическая антропология | Массовая культура и экранное творчество
Содержание курса | Слушатели об обычном праве

Юридическая антропология

Мы живем во все усложняющемся мире, который заставляет нас задумываться над тем, какими нормами руководствоваться в повседневной жизни, чтобы наше поведение укладывалось в рамки правовых требований общества. Бывает, что в обыденной жизни мы действуем в рамках обычного права, порой даже не зная об этом... Что есть обычное право? Именно этому вопросу были посвящены лекции нашей московской гостьи  - кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела народов Крайнего Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН (Москва), интересного собеседника и очаровательной женщины  - Натальи Ивановны Новиковой, краткое содержание которых мы и хотели бы представить на данной странице.

Курс лекций начался... На сегодняшний день рассмотрены проблемы определения юридической антропологии как науки, ее предмета, объекта и методов полевой работы, которые позволяют изучать правовое бытие народов. Также было очень интересно узнать об истории формирования и современных школах в данной науке . На следующих лекциях планируется изучение таких важных аспектов, как происхождение права, системы устного права народов мира и ряд других, при этом будут затронуты проблемы функционирования обычного права у народов Севера.

Что же смогли почерпнуть слушатели на прошедших лекциях? Очень интересным нам показалось определение термина "юридическая антропология". Юридическая антропология - это наука, которая рассматривает человека как социальное существо в его правовых измерениях и характеристиках, наука, которая изучает правовое бытие народов с древности до наших дней. Наука эта - фундаментальная, она изучает правовой процесс и пытается дать его анализ, но в то же время юридическая антропология еще и прикладная наука.

Методологическими основами юридической антропологии выступают следующие положения:

1. Способность признать право другого быть другим, понять и признать инаковость другого.

2. Изучение форм устного права. При этом изучаются устные правила, нормы, мифы, легенды, малые фольклорные формы и т.п.

3. Изучение институтов или санкций, которые позволяют избежать конфликта. При этом проводится институциональный анализ устного права, в том числе изучается и деятельность судов и судей.

В рамках данного подхода было дано определение таких явлений как норма права, процесс права, обычай, конфликт. Кроме этого следует особо подчеркнуть тот факт, что для юридической антропологии очень важным является плюрализм.

На следующих лекциях была рассмотрена концепция правового плюрализма, созданная в 70-х гг. XX в., которая широко используется для анализа современной правовой ситуации.

Суть ее сводится к следующему: государство не имеет монополии на право, то есть существуют как государственные, так и негосударственные правовые и общественные системы, которые могут сосуществовать в одном и том же социальном пространстве или "локальном социальном поле". При этом правовой плюрализм может быть "сильным" (юридические системы выступают почти на равных) и "слабым" (одна из юридических систем довлеет над другой).

С чем связано возникновение правового плюрализма? Дело в том, что в современном обществе появляется все больше и больше законов, и человеку очень трудно поставить свою жизнь в зависимость от этих законов. Кроме того, в нашем мире произошли значительные изменения в положении человека:

- в сфере семейно-брачных отношений, в связи с развитием медицины и другими факторами появились, например, проблемы детей "из пробирки", суррогатных матерей, регуляции отношений в однополых браках и т.п.;

- в настоящее время все чаще поднимается проблема эфтаназии;

- аборигены многих стран заявляют о том, что они должны управляться с помощью обычного права.

Таким образом, государство в настоящее время не является единственным источником права, но оно заинтересовано в разрешении возникающих конфликтов для сохранения стабильности. В связи с этим в обществе складывается практика альтернативной процедуры разрешения конфликтов, например, суды улиц, арбитражные суды и т.п.

Однако данная теория, впрочем как и всякая современная теория, очень быстро была подвергнута критике за приоритетность государства в юридическо-правовой сфере. Был предложен иной взгляд на ситуацию в современном мире. В частности, было предложено изучать ситуацию существования нескольких правовых систем с точки зрения "локальных социальных полей" и лиц, создающих и применяющих правовые нормы. Эта точка зрения получила название теории правовой плюральности, которая в настоящее время является доминирующей.

На заключительных лекциях была рассмотрена связь человека с существованием различных правовых систем на примере мусульманского права и обычного права коренных народов Севера.

Что касается мусульманского права, то необходимо отметить, что наряду с такими понятиями, как адат и шариат, оно является своеобразной системой координат жизни мусульманина. При этом в сознании каждого мусульманина существует взгляд на его личный статус и взгляд на мусульманскую общину.

Поведение человека в исламе, в первую очередь, основано на ценностях шариата - синтезе морали, религии и права, который выступает в качестве своеобразного идеального порядка (это роднит его с мифом, который можно охарактеризовать также как идеальный правовой порядок). Но в реальной жизни человек чаще руководствуется адатом, то есть системой местных норм.

Источниками мусульманского права являются:

-Коран - священная книга мусульман;

-Сунна - повествование о жизни пророка Магомета, своеобразный образец для подражания, правили поведения;

- толкования священных текстов, при этом новая трактовка не отменяет предыдущую и приветствуется творческий подход к толкованию, в чем, вероятно, и кроется причина долгого существования мусульманского права. Кроме того, толкователи, которые непосредственно связаны с людьми, - муфтии - имеют своей основной целью примирение норм шариата и адата.

Очень важной характеристикой мусульманского права является сознательное знание норм и существование четко прописанного личного статуса человека, так как человек обладает правами и обязанностями, потому что он мусульманин.

Помимо рассмотрения особенностей этой системы права был рассмотрен также процесс правовой аккультурации, с которым связана проблема кодификации обычного права. Она важна потому, что в момент фиксации обычное право изменяется, так как теряет возможность трактовки. Этот процесс происходил и в России, что было рассмотрено на примере коренных народов.

Самой яркой характеристикой положения, традиций и обычаев коренных народов Севера послужил фильм "Нам не нужна ваша земля", показанный на предпоследней лекции. Помимо этого был отмечен ряд важных моментов, зафиксированных в современном российском законодательстве.

Курс лекций был завершен написанием творческой работы, где слушатели выразили свое мнение относительно проблем юридической антропологии. Кроме этого, в ходе лекций некоторые аспиранты нашей кафедры и участники XLII РАЭСКА смогли получить консультации у Натальи Ивановны по волнующим их вопросам.

Наталья Ивановна вернулась в Москву, но пообщаться с ней можно через Интернет. На сайте Института этнологии и антропологии РАН у нее есть своя страничка, которая называется "Юридическая антропология"

 

Спасибо большое Наталье Ивановне за увлекательные лекции!

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016