123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
История РАЭСКа | Секции
Общие проблемы археологии | Каменный век | Эпоха бронзы | Железный век | Эпоха средневековья | Этнография | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
I место | II место | III место


Ж. Орозбек кызы
Россия, Новосибирск, Институт археологии и этнографии СО РАН
Надмогильные сооружения кыргызов Алайской долины

Данное сообщение посвящено анализу надмогильных сооружений кыргызов в Алайском районе Ошской области Кыргызстана. В Алайской долине встречаются деревянные мазары и кирпичные гумбезы. Среди них выделяются памятники, на которых на высоком шесте привязан хвост яка.

По словам местных аксакалов "хвост яка" привязывается на памятниках "святых людей" или на памятниках авторитетных односельчан. В последнее время возрождается традиция привязывать на шесте на памятниках рядовых людей. Его можно видеть на надмогильных сооружения не только пожилых, но молодых людей. В данных случаях "хвост" означает "святость" или "знамя" - знак принадлежности кыргызскому народу. Такой обряд наблюдается и в Джергетальском районе Таджикистана, где постоянно проживают этнические кыргызы.

Ранее этнографами уже отмечался обычай привязывать над могилами хвост или гриву коня к длинному шесту. В свое время С.М. Амбрамзон отмечал, что такой обряд характерен для родового подразделения саяков, проживающих в горных районах Кыргызстана. Для совершения этого обряда саяки использовали гриву и хвост самого любимого коня умершего. Люди из племенной группы саяков верили в то, что благодаря этому обряду конь сможет служить своему хозяину после смерти.

В некоторых селах Алайской долины шест с хвостом яка на могиле напоминает копье.

Этот обряд находи аналогии в археологических материалах эпохи средневековья. На петроглифах Казахстана имеются изображения хвоста или гривы коня, привязанные к древкам копий всадников в качестве знамени или флага. Такое копье с конским хвостом называется "бунчуком".

Это подтверждает, что данная традиция сохранилась у кыргызов с эпохи позднего средневековья.

© Ж. Орозбек кызы, 2002.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016