123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Проекты ИОО | Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Визуальная антропология | Политическая антропология | Философские проблемы антропологии | Юридическая антропология | Массовая культура и экранное творчество
Содержание курса | Слушатели об обычном праве


Из ответов слушателей курса на итоговые вопросы

После лекций студентам было предложено письменно ответить на три вопроса:

1. Встречались ли Вы с обычным правом в своей жизни?

2. Считаете ли Вы, что правовой плюрализм нужен в современном обществе?

3. Как Вы оцениваете перспективы юридической антропологии и свое участие в ней?

Всего было написано 37 работ.

При ответе на первый вопрос, студенты отметили существование норм обычного права, регулирующих их повседневную жизнь. Это и отношения между  студентами и преподавателями в университете, между директором и подчиненными в какой-то фирме, между жильцами в решении коммунальных проблем в кооперативном доме.

Студенты - мусульмане считают, что на основании обычного права строятся их отношения с родственниками и знакомыми. Вместе с тем,  некоторые студенты трактуют обычное право слишком широко, не делая различий между обрядами, обычаями и правом.

Студенты-этнографы привели пример из своей полевой практики о действиях традиционного сельского суда в немецкой деревне (когда в наказание за воровство мельник должен был в течение года молоть муку на своей мельнице по решению сельского схода), о правовом элементе свадебного обряда у русских, об отношениях в деревне среди сибирских татар.

Большинство студентов положительно оценивают правовой плюрализм. Приведу некоторые их высказывания.

Плюрализм - прежде всего многообразие. Многообразие является одной из основ развития вообще. Правовой плюрализм позволяет подойти к какой-либо  проблеме  с разных сторон и найти оптимальный вариант ее разрешения.

Плюрализм необходим в современном обществе, причем именно сильный.

Правовой плюрализм необходим на местном или бытовом уровне как возможность несудебного разрешения конфликтов. Важно защищая интересы одной этнической общности, не ущемлять интересы другой.

Для сохранения культуры аборигенов необходим правовой плюрализм.

В России существует слабый правовой плюрализм, что может привести к правовой аккультурации, т.е государство может просто уничтожить обычное право коренных народов.

Плюрализм необходим, так как государство выражает интересы большинства, не в состоянии учесть особенности групп.

В России особенно необходим правовой плюрализм.

Плюрализм необходим в первую очередь для тех, у кого сохраняются традиционные обычаи и нормы.

Современное и демократическое государство невозможно без правового плюрализма.

Правовой плюрализм обеспечивает прогрессивное развитие законодательства, универсальность, адекватную защиту прав человека.

Правовой плюрализм дает возможность компромисса, а не конфликта, признания, а не навязывания.

Только в пяти работах прозвучали мысли о необходимости ограничения правового плюрализма в современной России.

Правовой плюрализм может вызвать ряд противоречий, будет отсутствовать объединяющее начало у всех народов РФ.

В правовом плюрализме нет необходимости, так как в нашем государстве итак много проблем. Только одна правовая система  способствует укреплению законности, поэтому правовой плюрализм должен быть ограничен, в нашей стране он преждевременен и неактуален.

При ответе на третий вопрос студенты в основном высказывали свои мысли о том, что дает юридическая антропология, зачем она нужна.

Юридическая антропология - это очень интересно.

Юридическая антропология помогает понять и себя, и тем более других. как свой народ, так и другие народы.

Изучение мусульманского мира не через призму слухов, а научных фактов, которые нам дает юридическая антропология.

Юридическая антропология будет развиваться в ХХI веке как инструмент исследования и как средство диалога традиционных и модернизированных  культур на внутригосударственном  и международном уровнях.

Юридическая антропология необходима всем людям с высшим образованием.

Юрист-антрополог может быть посредником между нефтяными компаниями и аборигенами.

Знания по юридической антропологии необходимы тем,  кто работает в Государственной думе.

Юридическая антропология - это мостик между одним и другим правом.

Наше участие в юридической антропологии проявляется через осознание себя через другого.

Н.И. Новикова

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016