123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы
Ершова Е.А. | Яловицына С.Э. | Абрамова А.А. | Фролова А.В. | Волохина И.В. | Герасимова Л.Б. | Коломиец О.П. | Назаров И.И. | Рейзвих Д.А. | Содномпилова М.М. | Стручкова Н.А. | Толмачева Е.Б. | Чернова И.Н.


И.И. Назаров
Омск, государственный университет

ТРАДИЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ КУМАНДИНЦЕВ В XIX-XX ВВ.
(Отражение хозяйственных занятий и этногенетические связи)
*

Изучение календаря, как системы исчисления времени и как хранителя народной памяти, представляется необходимым при рассмотрении традиционных хозяйственных занятий и генетических связей того или иного народа. С этой точки зрения вызывает интерес изучение календарной системы кумандинцев - одного из малочисленных народов Северного Алтая, в традиционном хозяйстве которого сочетались пешая таежная охота, мотыжное земледелие и другие занятия, а в культуро- и этногенезе приняли участие как древнетюркские племена, так и древнее самодийское и кетоязычное население и другие этнические элементы (подробнее об этом см.: Алексеев В.П., 1964; Ким А.Р., 1986; Потапов Л.П., 1968, 1969).

К настоящему времени появилось достаточное количество публикаций по календарям народов Сибири и, в том числе Саяно-Алтайского региона (Бутанаев В.Я., 1995; Вайнштейн С.И., 1961; Гоголев А.И., 1999; Дамдинов Д.Г., 1986; Дашиева, Н.Б., 2001; Жуковская Н.Л., 1993; Кадырова Г.А., 1995, и др.). Анализ календарных систем сибирских народов в целом был предпринят в совместной публикации известных этнографов Ю.Б. Симченко, А.В. Смоляк и З.П. Соколовой (1993. - С. 201-252). Несомненной ценностью их работы является привлечение широкого сравнительного материала практически по всем народам Сибири. Однако при исследовании календаря алтайцев упомянутые ученые опирались на работу В.И. Вербицкого (1993), сведения которой, к сожалению, не отражают все локальные различия календарных систем северных и южных алтайцев. В связи с этим возникает необходимость обстоятельного изучения кумандинского календаря.

Первые сведения о календарных системах аборигенного населения Северного Алтая относятся к концу XVII - началу XVIII вв. и содержатся в работах И.Г. Георги (1795, 1799) и Г.И. Спасского (1821). Более полно календарь алтайцев был рассмотрен в известных работах миссионера В.И. Вербицкого (1884, 1993). Информация о названиях месяцев у северных алтайцев встречается и в научной литературе в работах В.В. Радлова (1889), Н.А. Баскакова (1972), В.Д. Славнина (1991), Д.А. Функа (1996), Е.А. Бельгибаева (2001 б) и др. Однако, в обобщающей монографии по кумандинцам, вышедшей в 1974 году и принадлежащей перу представителя этого народа - Ф.А. Сатлаеву, совершенно отсутствует раздел о календаре и календарной обрядности кумандинцев (Сатлаев Ф.А., 1974). Названия месяцев кумандинского календаря были опубликованы в "Кумандинско-русском словаре" (1995. - С. 8), издании, которое, к сожалению, грешит большим числом неточностей и изъянов. В частности, наименования месяцев даны просто как аналоги месяцев современного календаря, но не приводится перевод самих терминов и слов, составляющих названия.

Впервые описание месяцев именно кумандинского календаря было дано в статье В.Д. Славнина. Большим плюсом его работы можно назвать и то, что для каждого месяца автор приводит перечень хозяйственных занятий кумандинцев, характерных для каждого периода. Однако в работе В.Д. Славнина нет сравнительного материала по другим народам Северного Алтая и сопредельных территорий (Славнин В.Д., 1991. - С. 206-210). Анализ календаря алтайцев, сведения о котором содержатся в записях православных миссионеров XIX в., приводится в работе горно-алтайского исследователя Г.П. Самаева. Он подробно рассматривает структуру календаря не только южных алтайцев, но и северных. При этом автор придерживается принципа построения алтайского календаря, связанного с сезонными явлениями природы (Самаев Г.П., 1999).

В ходе полевых этнографических исследований в местах проживания кумандинцев - селах и поселках Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, а также в г. Бийске летом и осенью 2001 г. автору удалось записать названия месяцев кумандинского календаря и новые сведения по хозяйственным занятиям этого народа.

В названиях месяцев у кумандинцев отразились природно-климатические условия территории их проживания, хозяйственные занятия и традиционные верования. Названия месяцев кумандинского календаря, в соотношении с современными месяцами календарной системы русских, можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

ТРАДИЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ КУМАНДИНЦЕВ

№п/п

Месяц

Название по полевым материалам

Название по "Кумандинско-

Русскому словарю"

1

Январь

Кичик кырлаш ай

(младший морозный месяц)

Кичиг кырлачи ай

2

Февраль

Чель ай

(ветреный месяц)

Челин ай

3

Март

Ажих ай

(перевалочный месяц)

Ажиг ай

4

Апрель

Курек ай

(бурундучий месяц)

Курек ай

5

Май

Кыра ай

(месяц посевной, месяц пашни)

Кыра суртен ай

6

Июнь

От ай

(месяц прополки)

Одыг ай

7

Июль

Пичин ай

(месяц сенокоса)

Пъчан шапчин ай

8

Август

Чаргы ай

Чалтак ай

9

Сентябрь

Ашкыстын ай

(месяц уборки урожая)

Идирген ай

10

Октябрь

Акпалык ай

(месяц когда рыба плывет вниз по течению)

Ак палык ай

11

Ноябрь

Куртуяк ай

(старушечий месяц)

Куртыйак ай

12

Декабрь

Улух кырлаш ай

(старший морозный месяц)

Улуг кырлаш ай

Рассмотрим теперь подробнее названия для каждого месяца и приведем интерпретации некоторых названий самими кумандинцами - нашими информаторами. Анализ календарной системы мы начнем с апреля, поскольку в народном календаре кумандинцев именно этот месяц считался первым месяцем года.

В апреле уже сходит снег, природа просыпается, и появляются первые грызуны - бурундуки. Ощущая нехватку продовольствия, люди выходили ловить бурундуков, поэтому и месяц апрель курек ай получил название бурундука (курек). Это название встречается в календарях у всех народов Северного Алтая, а также у сагайцев (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 251). Апрель в календаре северных селькупов также имеет наименование бурундучьего месяца (Кузнецова А.И., 1976. - С. 46-49), а у южных селькупов март-апрель - это "бурундука бить месяц" (Пелих Г.И., 1972. - С. 379). Бурундучий месяц имеется и в календаре елогуйских кетов (Алексеенко Е.А., 1967. - С. 38).

Май, как видно из всех трех вариантов названия: кыра ай, кыра суртен ай, кыра салчин ай, свидетельствует о занятии кумандинцами земледелием. В данном случае речь идет о всевозможных весенних работах на пашне: кыра - пашня (Баскаков Н.А., 1972. - С. 230). С тем же значением - "месяц пашни" - бытует название кыр ай и у челканцев (Бельгибаев Е.А., 2001 б).

Июнь тоже является земледельческим месяцев в кумандинском календаре. Все три варианта названия: от ай, одыг ай, кыра отапчин ай происходят от глагола одо - полоть траву (Баскаков Н.А, 1972. - С. 235), и находят аналогию у челканцев - одо ай. У шорцев и сагайцев также имеется месяц от ай, который означает "месяц травы" (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 249, 251).

Июль - пичин ай, пъчан шапчин ай, пычан турусчин ай - это месяц сенокоса. Пичен - сено; пиченде - ехать в поле за сеном; турус - ставить (Баскаков Н.А., 1972. - С. 242,257). С тем же наименованием для июля пичин ай зафиксирован у шорцев. Значение июля, как месяца заготовки сена, по-прежнему очень сильно у кумандинцев Красногорского и Солтонского районов. Сенокошение и установка стогов - тяжелый труд, требующий участия большого числа людей, проводится в конце июля - начале августа.

Одно из наименований следующего месяца - августа - чаргы ай не находит аналогий у других племен северных алтайцев и переводится информаторами как "судный месяц". По нашим полевым материалам (информатор М.В. Костараков) чаргы ай - это месяц, когда все духи кама уходят на суд и он в это время не может камлать. То же объяснение содержится и в упоминавшейся выше статье В.Д. Славнина (1991. - С. 207). По сведениям же Ф.А. Сатлаева, опубликованным на страницах его книги, февраль, август и ноябрь носили у кумандинцев общее название чаргы ай, то есть месяц судьбы, шаман ждал решения своих духов-покровителей (Сатлаев Ф.А., 1974. - С. 155). В.Д. Славнин приводит еще одно наименование для августа, отражающее хозяйственные занятия: кусук ай - "орешничать месяц" (Славнин В.Д. 1991 - С. 207); кусук - орех (Баскаков Н.А., 1972. - С.228). Аналогичный месяц зафиксирован и у тюрков Среднего Чулыма: кусугай, кудзухай, кудзух кашгиг - ореха месяц, орех поспевает (Тюрки Таежного Причулымья, 1991. - С. 85). По нашим полевым материалам, кумандинцы солтонского села Шатобал и сегодня отправляются "шишковать" в тайгу в начале августа.

Сентябрь - аш кыстын/ кестин ай в кумандинском календаре - это месяц уборки хлеба: аш - хлеб, зерно, пища (Баскаков Н.А., 1972. - С. 204). Еще одно наименование сентября, приведенное в "Кумандинско-русском словаре", - идерген - также несет информацию об уборке зерна: идергин - гумно (Баскаков Н.А., 1972. - С. 219).

Октябрь под названием, приводимым В.Д. Славниным, - аш сокчин ай - завершает земледельческий год в хозяйственном цикле кумандинцев. Аш сокчин ай - это месяц обмолота хлеба: аш, как указывалось выше, - хлеб; глагол сок - ударять, молотить; соко - ступа (Баскаков Н.А. 1972 - С. 247).

Особое внимание привлекает еще оно наименование месяца октября - ак палык ай, применяемое так же у тюрок Чулыма для наименования августа - ак палык ай/ ахвалгай (месяц белой рыбы, нельмы) (Дульзон А.П., 1950. - С. 62). По данным Э.Л. Львовой, собранным ею у тюркоязычного населения Среднего Чулыма, ими использовалось такое же название, а также еще и аркпалгай (месяц сухой (худой) рыбы, начинает рыба жиреть) (Тюрки Таежного Причулымья, 1996. - С. 85). Наличие месяца с тем же значением, то есть месяца нельмы, фиксируется так же у кетов (Алексеенко Е.А., 1967. - С. 38) и селькупов (Пелих Г.И., 1972. - С. 379-380; Кузнецова А.И., 1976. - С. 46-49).

Что касается бытования этого названия у кумандинцев, то следует отметить, что ранее это название не фиксировалось, и, соответственно, в литературе отсутствует какая-нибудь трактовка или перевод этого месяца. Наши информаторы давали следующий перевод: "ак палык ай - месяц, когда рыба плывет по течению". Такое объяснение, однако, не противоречит лингвистическим данным. По словарю Н.А. Баскакова, глагол ак употребляется у кумандинцев в значении "течь, плыть, идти по течению" (Баскаков Н.А., 1972. - С. 199).

Прекрасно зная природно-климатические особенности территории своего проживания, кумандинцы издавна приметили, что в октябре реки начинают покрываться льдом, замерзают, и рыба устремляется в низовья. Именно в октябре кумандинцы сооружают на реках заездки (туглар) - изгородь, в центре которой оставляют небольшой проход для рыбы (палык). В этом проходе устанавливается верша или морда (суген). Заездок функционирует все холодное время года до ледохода.

Следует отметить, что сравнительный анализ названий месяцев у северных алтайцев показал, что только у кумандинцев в календаре нашло отражение рыболовство.

Название ноября, называемого куртуяк ай, то есть старушечий месяц, метко отразило изменение долготы дня. По мнению наших информаторов, световой день в ноябре такой короткий, что "пока старуха подпояшется, и день пройдет". В.И. Вербицкий приводит схожее объяснение: "День так короток, что старуха едва успеет обуться - куртьяк эдюк кэшчар кiэрь" (Вербицкий В.И., 1993. - С. 61). Свое объяснение названия этого месяца дает Г.П. Самаев, который считает, что интерпретация, предложенная В.И. Вербицким, расходится с принципом отражения в календаре сезонных явлений. Г.П. Самаев полагает, что в основе названия этого месяца лежит алтайское слово тетерев - куртук, уменьшительная форма этого слова - куртуйек. Аналогии, подтверждающие его версию, находятся в якутском языке, где слово куртуйак и означает тетерева (Самаев Г.П., 1999. - С. 280).

В.Д. Славнин приводит еще одно название ноября - ангчил ай в значении "промысловый месяц". На наш взгляд правильнее было бы назвать этот месяц "охотничьим", поскольку корень слова - анг означает "зверь", а производные от него - анъчы, анъджы - охотник (Баскаков Н.А., 1972 - С. 201). Л.П. Потапов сообщает, что охотничий сезон у северных алтайцев начинался с середины октября и длился до середины ноября (Потапов Л.П., 2001). Эти же сроки охоты сохраняются и в настоящее время у кумандинцев Солтонского района.

Январь - кичик кырлаш ай, по мнению наших информаторов, является младшим морозным месяцем, который, в отличие от своего старшего брата декабря - улух кырлаш ай более суров на морозы. Информаторы объясняют так: "Будут два брата драться, старший всегда будет бить слабее, жалеючи, а младший брат будет бить со всей силы. Так и декабрь морозит слабее, потому что он - старший брат, а январь - младший брат, он сильно морозит". В.И. Вербицкий интерпретирует эти названия как месяцы малого и большого морозов (Вербицкий В.И., 1993. - С. 61). Г.П. Самаев переводит упомянутые месяцы как месяцы малого и большого снега: в алтайском языке кыру - иней, кар - снег (Самаев Г.П., 1999. - С. 281).

Для декабря Н.А. Баскаков приводит и еще одно наименование - тугонок, не давая, однако, точного перевода этого слова (Баскаков Н.А., 1972 - С. 258). Идентичное название - тогонок зафиксировано Е.А. Бельгибаевым у челканцев для обозначения февраля и переводится оно как "бугорками снег" (Бельгибаев Е.А., 2001 б).

В.В. Радлов в своем словаре пишет, что терминами улу кырлаш и кичи кырлаш кумандинцы называли ноябрь и октябрь соответственно (Радлов В.В., 1889. - С. 754). Добавим, что Н.А. Баскаков термины улу кырлаш ай и кичи кырлаш ай дает со значениями "декабрь, ноябрь" и "октябрь" соответственно (Баскаков Н.А., 1972. - С. 231, 262).

Наличие "большого" и "малого" месяцев, приходящихся на холодное время года, фиксируется также у многих других тюркоязычных народов Сибири: челканцев, шорцев, чулымцев, барабинцев, сагайцев, бельтиров, телеутов и других народов (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 223).

Название февраля - чель ай переводится как "ветреный, поземочный", в это время в предгорьях дуют постоянные сильные ветры. Месяц ветра чел аjы имеется у сагайцев и у шорцев (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 249).

В марте - ажих ай, когда зима еще совсем не отпустила свои права, но и весна еще не взялась в полную силу, жизнь находится как бы на перевале: ажу - перевал, место где переезжают через гору (Баскаков Н.А., 1972. - С. 198). У шорцев ажык аjы - это "год переваливается месяц" (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 249).

Таким образом, наибольшее число сходств кумандинский календарь находит с челканским (курек ай, кыра ай, от ай, тугонок ай, улуг и кичик кырлаш ай). Объяснение этому кроется, очевидно, не только в сходных природных условиях территории их проживания, но и, скорее всего, в общности их происхождения. Названия месяцев у челканцев во многом отражают последовательность хозяйственных занятий. Их анализ позволил Е.А. Бельгибаеву сделать вывод, что основными направлениями хозяйственной деятельность автохтонного населения Северного Алтая являлись земледелие, скотоводство и охота (Бельгибаев Е.А., 2001 а. - С. 9-10). Изучив теперь традиционный календарь кумандинцев, мы можем добавить к этому, что рыболовство в их хозяйстве играло также существенную роль.

Кумандинский календарь находит сходства и с календарями северных соседей - шорцев (пичин ай, улуг и кичик кырлаш ай, ажык аjы, чел аjы), более удаленных чулымских тюрков (кусук ай, ак палык ай, улуг и кичик кырлаш ай), а также с календарем сагайцев (от ай, чел ай, курек).

Сходства в названиях с календарями других нетюркоязычных народов Сибири - кетов и селькупов, выразились в наличии месяца, фиксирующего фенологическое состояние рыбы (ак палык ай - у кумандинцев, месяц неводьбы нельмы - у кетов, месяц нельмы - у селькупов; сюда же можно добавить и наличие бурундучьих месяцев в календарях кумандинцев, селькупов и кетов). Вероятно, это свидетельствует о древних связях дотюркского населения Северного Алтая с древним самодийским и кетоязычным населением Сибири. Упоминавшиеся выше авторы статьи о календарях народов Сибири также пишут о том, что календари алтае-саянских народов обнаруживают некоторое сходство между собой и с календарями чулымских и барабинских татар, а у последних, в свою очередь, есть общие черты с самодийскими, угорскими и кетскими календарями (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 222).

Именно в рыболовстве кумандинцев прослеживаются связи с многими народами Западной Сибири. В частности, в ходе экспедиционных исследований нами установлено, что в прошлом у кумандинцев был распространен лов рыбы при помощи котцов, которые назывались - кисы (Назаров И.И., 2001). По особенностям сооружения кумандинские кисы близки котцам барабинских и тарских татар, описанным в работах А.Г. и И.А. Селезневых (Селезнев А.Г., 1994. - С. 24-30; Селезнева И.А., 1999. - С. 33-37). Форма котцов у названных выше групп тюркоязычного населения, также как и у кумандинцев, имела либо форму "червонного туза" (Селезнева И.А., 1999. - С. 34), либо спиралевидную, как у барабинских татар (Селезнев А.Г., 1994. - С. 24). И.А. Селезнева обнаруживает близкие аналогии в форме установки котцов у хантов, селькупов и чулымских тюрков и других народов (1999. - С. 34).

По мнению А.Г. Селезнева, появление запорного рыболовства на территории Барабы следует связать с распространением древнего уральского населения (1994. - С. 30). По видимому, формирование основных способов запорной ловли рыбы у кумандинцев также можно отнести к эпохе финно-угорского единства. На это дополнительно указывает и сходство в названии котцов: сравн. кумандинское - кисы/ кисе, шорское (кондомск.) - jезе, барабинск. - ейсе/ юйзе/ исе, тарск. татар - ёзе/ есе/ ейсе. (Селезнев А.Г., 1994. - С. 28; Селезнева И.А., 1999. - С. 34, 47) И.А. Селезнева отмечает древние лексические параллели рыболовческой терминологии в уральской языковой среде (1999. - С. 47). Вероятно, что и в кумандинском культурогенезе также приняло участие древнее уральское население, от которого тюрками были заимствованы орудия запорного рыболовства.

Что касается месяцев улуг кырлаш ай и кичик кырлаш ай, то здесь, вероятно, следует присоединиться к мнению авторов монографии о коренном населении Таежного Причулымья, которые считают, что упомянутые месяцы восходят к древнетюрской эпохе, и отражают общие древние моменты этногенеза (Тюрки Таежного Причулымья, 1991. - С. 88).

Отличительной чертой кумандинского календаря является наличие месяца "решения духов-покровителей кама" или судного месяца - чаргы ай, не находящего аналогии у других народов.

Дальнейшее изучение календарной системы и календарной обрядности кумандинцев позволит существенно пополнить знания о происхождении их культуры.

Литература
Алексеев В.П. К происхождению кумандинцев // Ученые записки Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. - Горно-Алтайск, 1964. - Вып. 6. - С. 53-58.
Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л., 1967. - 264 с.
Баскаков Н.А. Диалект кумандинцев (куманды-кижи). Грамматический очерк, тексты, переводы и словарь. - М., 1972. - 280 с.
Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна реки Лебедь (вторая половина XIX - XX вв.): Автореф. дисс. … канд. ист. наук. - Новосибирск, 2001 а. - 20 с.
Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна реки Лебедь (вторая половина XIX - XX вв.): Дисс. … канд. ист. наук. - Новосибирск, 2001 б.
Бутанаев В.Я. Народный календарь хакасов // Рериховские чтения. 1984 год. - Новосибирск, 1985.
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. - М., 1961. - С. 66-68.
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. - Горно-Алтайск, 1993. - 268 с.
Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречия тюркского языка. - Казань, 1884. - С. 487.
Георги И.Г. Описание обитающих в российском государстве народов. СПб., 1795. - Ч. 1. - С. 156; СПб., 1799. - Ч. 2. - С. 178.
Гоголев А.И. Традиционный календарь якутов. - Якутск, 1999.
Дамдинов Д.Г. О народном календаре монгольских народов // Культура Монголии в средние века и новое время (XVI - начало XX в.). - Улан-Удэ, 1986.
Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят (Опыт историко-этнографического культурно-исторического исследования). - Улан-Удэ, 2001. - 299 с.
Дульзон А.П. Система счета времени у чулымских татар // Краткие сообщения Института этнографии. - М.; Л., 1950. - Вып. X. - С. 60-63.
Жуковская Н.Л. Календарная система монголов (Народный и официальный календари, их функция в жизни общества) // Календарь в культуре народов мира. - М., 1993. - С. 189-200.
Кадырова Л.М. Народный календарь тарских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск, 1995. - Ч. II. - С. 52-54.
Ким А.Р. Антропологический состав и вопросы происхождения коренного населения северных предгорий Алтая: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. - М., 1986. - 17 с.
Кузнецова А.И. Календарные названия в самодийских языках // Языки и топонимия. - Томск, 1976. - С. 46-49.
Кумандинско-русский словарь. Пособие для учащихся. / Отв. ред. Л.М. Тукмачев. - Бийск, 1995. - 150 с.
Назаров И.И. Новые материалы по традиционному рыболовству кумандинцев //Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей. - Омск, 2001. - С. 50-54.
Назаров И.И. Традиционный календарь кумандинцев // Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых. - Омск, 2002. - С. 75-78.
Пелих Г.И. Происхождение селькупов. - Томск, 1972. - 424 с.
Потапов Л.П. Из этнической истории кумандинцев // История, археология и этнография Средней Азии. - М., 1968. - С. 316-326.
Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев (Отражение древнетюркской традиции в традиционном охотничьем промысле алтайцев). - СПб, 2001. - 168 с.
Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. - М., 1969. - 196 с.
Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. - СПб., 1889. - Т. 2. - С. 754.
Самаев Г.П. Записи Макария как источник по исследованию алтайского календаря // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность (К 350-летию ойротской письменности). - Горно-Алтайск, 1999. - С. 274-284.
Сатлаев Ф.А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк (вторая половина XIX - первая треть XX вв.) - Горно-Алтайск, 1974. - 200 с.
Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. - Новосибирск, 1994. - 176 с.
Селезнева И.А. Традиционное хозяйство тарских татар (вторая половина XIX - начало XX в.): Дисс. … канд. ист. наук. - Новосибирск, 1999.
Славнин В.Д. Архаика в духовной культуре кумандинцев: вселенная и человек, время и календарь // Методы реконструкции в археологии. - Новосибирск, 1991 - С. 179-218.
Соколова З.П. Времяисчисление у обских угров // Традиционная обрядность и мировоззрение народов Сибири. - М., 1989.
Спасский Г.И. Телеуты и белые калмыки // Сибирский вестник. - СПб., 1821. - Ч.1. - Кн. 10. - С. 10.
Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос. - Томск, 1991. - 246 с.
Функ Д.А. Из материалов этнографической поездки к челканцам в августе 1990 г. // Проблемы этнической истории тюрко-монгольских народов Сибири и сопредельных территорий. - М., 1996. - Вып. 2. - С. 242-265.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 02-01-19105е

* Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: Изд-во Омск. педагогическ. ун-та, 2002. - С. 120-130.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016