123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1

Работа подготовлена и опубликована при финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса. Россия), грант НВА 005; гранта РГНФ № 00-01-00385 и проекта ФЦП "Интеграция" Э0137

 

Русские в Омском Прииртышье (XVIIIXX века): Историко-этнографические очерки. Омск, 2002. 236 с.

 

 

На основании собранных в экспедициях 19942000 гг. материалов по этнической истории, антропонимии, истории семьи материалов и с привлечением архивных материалов была подготовлена эта монография. Особенность книги заключается в том, что ее авторами являются молодые ученые, положившие в основу очерков свои дипломные сочинения, подготовленные на кафедре этнографии и музееведения Омского государственного университета в 20002001 гг.

 

 

 

 

Структура книги следующая:

Введение (М.Л. Бережнова, Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова)

Очерк 1. Группы русских Омского Прииртышья (последняя треть XVIII конец XX вв.) (А.А. Новоселова )
§ 1. Группы старожилов Омского Прииртышья
§ 2. Старообрядцы Омского Прииртышья
§ 3. Переселенцы позднего времени (конец XIX - начало XX в.)
§ 4. Современное этническое самосознание русского населения Омского Прииртышья

Очерк 2. Семья и семейно-родовые кланы русских Омского Прииртышья (Л.Б. Герасимова )
§ 1. История фамильно-родовых кланов
§ 2. Структура семьи русского крестьянского населения Омского Прииртышья
§ 3. Брачные связи русских крестьян Омского Прииртышья

Очерк 3. Антропонимическая система русских крестьян Омского Прииртышья в XVIII начале XX веков (О.Н. Жидик )
§ 1. Особенности образования фамилий в Сибири
§ 2. Фамильный фонд русского крестьянского населения Омского Прииртышья по ревизским сказкам и Первой всеобщей переписи населения 1897 г.
§ 3. Именной фонд русских крестьян Омского Прииртышья конца XVIII - начала XX вв. и его особенности

Очерк 4. Обычно-правовая система русских крестьян Омского Прииртышья (И.С. Бреус )
§ 1. Применение обычного права в хозяйственной сфере
§ 2. Роль обычного права в регулировании финансовых и административных дел общины
§ 3. Обычно-правовое регулирование семейных отношений
§ 4. Место обычного права в сфере выявления и наказания преступлений

Очерк 5. Представления русских Омского Прииртышья о потустороннем мире в конце XIX начале XX вв. (Д.А. Рейзвих )
§ 1. Соотношение общерусской и сибирской традиции в представлениях русских Омского Прииртышья о потустороннем мире
§ 2. Представления о путях на "тот свет"
§ 3. Представления о связях с потусторонним миром
§ 4. Представление о "том свете"

Заключение (М.Л. Бережнова)

Приложение 1. Бережнова М.Л. Материалы и исследования по этнографии русских Среднего Прииртышья в изданиях XIX ХХ вв. (Библиографический указатель)

Приложение 2. Генеалогические схемы фамильно-родовых кланов русских сибиряков (Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова)

Приложение 3. Размещение групп русского населения в Омском Прииртышье (А.А. Новоселова)

Все очерки, включенные в книгу посвящены изучению русских Омского Прииртышья как группы русских сибиряков. Исходя из представленных в книге материалов, можно по-разному оценивать степень единства и своеобразия этой группы. На основании данных генеалогий, этнонимии и архивных материалов была реконструирована история сложения двух старожильческих групп русского населения "чалдонов" и "сибиряков". Было выяснено, что в Омском Прииртышье ядром старожилов являются ссыльные помещичьи крестьяне из различных губерний Европейской России и выходцы из сибирских деревень. Потомки первых жителей нашего края уже с конца XIX начала XX в. называют себя одним, общим для них этнонимом, чалдонами. Были сделаны также выводы о тенденции к исчезновению различных названий групп поздних переселенцев, таких как пензяки, вытебшане, самоходы, чунари и др., поглощению их обобщенным этнонимом российские. Параллельно этому можно наблюдать стремление потомков поздних переселенцев называть себя сибиряками. Проведенное исследование показывает, что такие группы русского населения Омского Прииртышья, как "чалдоны", "сибиряки", "хохлы", "российские", хорошо известны русскому населению Сибири и ещё долго будут являться объектом изучения для этнографов.

Напротив, очерки, посвященные обычному праву и духовной культуре русских, доказывают справедливость сложившегося в литературе мнения об общерусской основе народной культуры русских Западной Сибири в целом и Омского Прииртышья в частности. Особый колорит сибирской культуре придают своеобразные черты, свойственные, прежде всего, культуре старожилов. Эти особенности отчетливо различимы при сравнении сибирской старожильческой культуры с традициями более поздних переселенцев из Европейской России, потомки которых и по сей день сохраняют отдельные черты традиционной культуры мест выхода.

Таким образом, представленные материалы показывают сложность этнокультурных процессов, протекавших в Омском Прииртышье. Усреднение культурных традиций, отказ от наиболее специфичных черт как в материальной, так и духовной культуре тот реальный путь, который создавал основу для объединения переселенцев из разных мест и сложения однородного в культурном и этническом отношении русского сибирского общества. Этот процесс был сложным и длительным, но для переселенцев XVII XVIII и даже начала XIX в. завершился со сложением однородной группы чалдонов. В меньшей степени в процесс культурной унификации были втянуты поздние переселенцы, которые, вполне усвоив к середине XX в. сибирскую культуру, сохраняли особенную этногрупповую идентичность. Сведения, собранные при подготовке данной работы, показывают, что процесс сложения единой в этнокультурном отношении группы русских сибиряков не завершен в полной мере до сих пор.

 На Русскую страницу >>>

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016