123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Записки этнографички | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
Хроника 2002 | Научные результаты
Русские | Сибирские татары | Сибирские немцы


Работы проводились при финансовой поддержке ФЦП "Интеграция", проекты Э0136, Э0137

РУССКИЕ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИИ 2002 г.

Тарский отряд

Место дислокации отряда - село Усть-Тара Тарского района Омской области, деревня Слобода Знаменского района Омской области.

Сроки работ: с 11 июля по 21 августа 2002 г.

Состав участников: начальник отряда - доцент кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета М.Л. Бережнова, три аспиранта ОмГУ - И.В. Волохина, Л.Б. Герасимова  и   А.А. Новоселова, один аспирант Института этнологии и антропологии РАН (Москва) - И.С. Бреус, пять студентов старших курсов исторического факультета ОмГУ, специализирующихся по специальности "Этнография", семь студентов-первокурсников исторического факультета ОмГУ, проходивших этнографическую практику.

Цель - изучение этнической истории, культуры и быта русского населения Среднего Прииртышья. Исследование традиционной и современной культуры русского населения, межнациональных отношений. В ходе полевых работ аспиранты и студенты-старшекурсники должны были собрать материал для написания кандидатских диссертаций, дипломных и курсовых работ, студенты-практиканты - ознакомиться с методикой полевых этнографических работ, овладеть навыками сбора этнографического материала в поле.

Задачи. 1. Учебно-методические:

а) начальная полевая подготовка и ознакомление студентов-практикантов с простейшими методами сбора полевых этнографических материалов - формализованная беседа, непосредственное наблюдение, ознакомление с особенностями работы в стационарной и разъездной экспедициях, с правилами ведения полевых дневников (описей) и методами фиксации полевых материалов;

б) дальнейшая подготовка студентов старших курсов, специализирующихся по специальности "Этнография", - обучение студентов методам неинструментальной съемки объектов; составлению и заполнению анкет и вопросных листов по выполняемым студентами научным темам, совершенствование методик непосредственного наблюдения, интервьюирования и анкетирования; для аспирантов - подготовка в области организации и планирования экспедиционных этнографических работ, ознакомление с некоторыми методиками преподавания этнографии.

2. Научные задачи - фиксация и научная обработка этнографических материалов по темам, среди которых приоритетными в полевом сезоне 2002 г. были:

а) генеалогия и семейные хроники с составлением генеалогических схем по полевым материалам;

б) анкетирование населения по теме "Уровни этнического самосознания русских Среднего Прииртышья" и изучение этногруппового состава русских Среднего Прииртышья;

в) этническое взаимодействие между коренными и пришлыми этносами Среднего Прииртышья;

г) семейные обряды (в основном погребальный и свадебный);

д) народные знания и верования;

е) топология населенных пунктов;

ж) исторические легенды и предания.

1. Выполнение учебно-методических задач. До начала полевых работ со студентами-практикантами были проведены занятия, в ходе которых они были ознакомлены с опубликованными ранее вопросниками и программами по всем темам, а также им были объяснены особенности методов сбора материалов по различным темам и правила фиксации собранных полевых материалов. В 2002 г. при сборе материала по теме "Этническое самосознание русских" была использована анкета, составленная в 1998 г. и вопросник, разработанный весной 2000 г. на основе предыдущего опыта сбора материала по данной теме.

Специально проводились занятия со студентами и практикантами по технике инструментальной и безинструментальной съемки объектов (кладбища и поселения). В полевом сезоне 2002 г. нами была запланирована работа по снятию инструментального плана кладбища и поселения в с. Усть-Тара. Одновременно с этим должны были проводиться работы в близлежащих населенных пунктах усилиями разъездных отрядов. Вследствие этого было невозможно снять точные инструментальные планы кладбищ и поселений во время разъездов. Были составлены безинструментальные, так называемые визуальные планы, когда поселение или кладбище привязывается к природным объектам и дорогам. При составлении плана поселения основной сложностью является соотнесение всех частей поселения, которые часто расположены друг от друга на значительном расстоянии. Кроме того, внутри поселений со сложной схемой застройки, обычно находятся такие объекты как кладбища, скверы, машинные дворы, пустыри, не имеющие четкой формы и трудно поддающиеся визуальной съемке. Поэтому соблюдение технологии составления плана является одним из главных залогов успешного окончания работы.

На специальных занятиях студенты-практиканты были обучены сбору генеалогий (родословных). Специально подчеркивалось научное значение сбора генеалогий у подавляющей части населения, особенно у носителей старейших фамилий. Подробно объяснялась методика сбора и фиксации материалов. Каждая генеалогия должна быть оформлена в виде документа, включающего в себя генеалогическую схему и роспись всех известных информатору родственников, как старших, так и младших поколений.

Таким образом, участники экспедиции были подготовлены к выполнению стоявших перед отрядом задач еще до выезда в поле.

2. Выполнение научных задач. Наиболее важной задачей, стоявшей перед экспедицией в научном отношении, был сбор анкет и генеалогий жителей с. Усть-Тара и рядом расположенных деревень Тарского района Омской области. Кроме того, планировалось изучение этнической истории и этнического самосознания жителей д. Слобода и близлежащих населенных пунктов Знаменского района Омской области.

Этногрупповой состав русского населения являлся одной из приоритетных тем полевого сезона 2002 г. Всего за сезон 2002 г. было заполнено 87 анкеты. Анкеты собирались у русского населения с. Усть-Тара, с. Нагорного, дд. Ивановка, Калачёвка, Мошканка, Атак, Бешметовка Тарского района и с. Завьялово и д. Слобода Знаменского района Омской области. Цель работы по этой теме - сбор материала, характеризующий этническое самосознание населения. В основном нашими информаторами становились пожилые люди, которые припоминали, что когда-то их называли чалдонами, вятскими, хохлами, сибиряками или пермяками. Интересно, что люди, назвавшиеся хохлами и помнившие, что их предки были родом из Украины или Белоруссии, сейчас считают себя чисто русскими. Аналогичные процессы наблюдались среди чувашского и польского населения, проживающего в Знаменском районе Омской области. Информаторы, вспоминавшие, что их предки были чувашами и поляками (при этом часть поляков считала своих предков выходцами с Украины), сами считают себя русскими в силу того, что они не соблюдают обрядов и обычаев, не знают языка. Однако русское население данных районов четко выделяет их по этнической принадлежности.

До сих пор среди русского населения исследуемых деревень бытуют различные поговорки и присловия, носящие полушутливый - полунасмешливый характер, посвященные различным группам населения. Например, о вятских говорили: "Вятские - люди хватские, семеро одного не боятся" или "Вятский слепень наехал на пень, кричит "Сворачивай!". Над пермяками смеялись: "Пермяк - соленые уши". Хохлов ещё называли лапотниками, а чтобы подчеркнуть их бедность добавляли: "Где вилы в бок, где шерсти клок".

Второй приоритетной темой в полевом сезоне 2002 г. была этническая история населения. В рамках этой темы проводился сбор генеалогий. Было собрано более 30 подробных генеалогий в 9 населенных пунктах Омской области. В среднем в каждую из родословных внесено около 50 человек, хотя встречаются семьи, где круг известных родственников всех поколений достигает 100-150 человек. Крестьяне, как правило, помнят свои родословные на 3-4 поколения назад, и в памяти сохраняются лишь имена поколения дедов и прадедов. Обычно плохо сохраняется в памяти этногрупповая принадлежность предков. Однако исключение здесь составляет такая группа русского населения, как кержаки (староверы). Их потомки, особенно в д. Слобода Знаменского района Омской области, четко указывают на принадлежность своих предков к данной группе. Благодаря этому обстоятельству стало возможным выявить основные кержацкие "фамильные кланы", существование которых осознается жителями указанных деревень. Однако, по мнению информаторов, данные кланы долгое время сохранявшие свою самостоятельность и замкнутость, к настоящему времени исчезли, т.к. их представители перестали придерживаться традиций и обычаев своих семей. Среди таких фамилий назывались Лютиковы, Греховы и Конышевы. Также были собраны семейные хроники, которые представляли собой генеалогии с описанием интересных случаев из жизни информатора и его родственников.

В рамках темы этническая история и этническое самосознание русского населения осуществлялся сбор информации по межэтническим отношениям. В исследуемом районе рядом с русскими населенными пунктами находились деревни чувашей (д. Мошканка, д. Уваровка), поляков (д. Поляки), зырян (д. Ивановка) и татар (дд. Малые Мурлы, Киргап). Перед нами стояла задача выяснить, как складывались и впоследствии изменялись отношения между представителями этих этносов и русскими. Выяснилось, что первоначально межэтнические отношения были очень напряженными, что привело к формированию целого пласта различных поговорок, присловий и дразнилок. Например, русские высмеивали внешность татар: "Глаз узкий, нос плюский, а нога кривая". Была собрана следующая частушка, характеризующая отношение русских женщин к татарам:

А хотела меня мать
За татарина отдать.
Ой, я, мама, не пойду,
Дорогая, не пойду.
А татарин будет бормотать,
А я буду хохотать.

Чувашей дразнили: "Чуваш, чо хромаш, глаз болит". Зырян шутливо называли кычманы из-за особенностей их языка. Но со временем отношения сгладились настолько, что сейчас мы наблюдаем полное смешение чувашей и зырян с русскими путем заключения браков. В Знаменском районе Омской области на этот процесс, видимо, повлиял тот факт, что населенные пункты с преобладанием чувашского (д. Уваровка) и польского (д. Поляки) разъехались в 1970-е гг. а их жители в большинстве своем переехали в д. Слобода.

Важным направлением работы Русского отряда было продолжение работ по изучению семейных обрядов русских сибиряков. При сборе свадебного обряда выяснилось, что в с. Усть-Тара молодых людей не достигших совершеннолетия (16-ти лет) в церкви не венчали, но они могли жить вместе до тех пор, пока не достигнут совершеннолетия. Как пояснили информаторы, в такие браки вступали сироты или из-за преждевременной беременности. В исследуемых населенных пунктах еще помнят об обычае очередности выхода дочерей замуж, но сейчас его не соблюдают. Но когда младшая сестра выходила замуж раньше старшей, то говорили "через огород скачет". В отношении свадеб у местного населения существует примета: если в один год подряд в одной семье празднуют две свадьбы, то одна из пар будет обязательно несчастлива.

В рамках всестороннего изучения погребального обряда русских продолжались работы, связанные с изучением кладбищ, видов намогильных сооружений и типов захоронений. В с. Усть-Тара Тарского района Омской области проводились работы по снятию инструментального плана кладбища с подробнейшим его описанием. Кроме того, в д. Слобода Знаменского района Омской области была проведена фотосъемка намогильных сооружений кержацких семейных захоронений.

Продолжалось изучение истории населенных пунктов: собирались неофициальные названия деревень и сел, легенды, связанные с их основанием, имена, фамилии, места выхода и этническая принадлежность первых поселенцев, а также названия краев и улиц. Этот материал сопровождался схемами населенных пунктов, составленными визуальным методом, без применения специальных инструментов для топографической съемки. Кроме того, по аналогичной схеме проводилось изучение исчезнувших населенных пунктов, среди которых следует отметить дд. Бояркино, Уваровку, Поляки Знаменского района Омской области, которые разъехались в 1970-е гг., дд. Коршуновка, Опушка (по другим сведениям Калиновка) Тарского района Омской области. В ходе изучения истории населенных пунктов был выявлен факт существования в указанных районах хуторов. Информаторы вспомнили такие хутора как Изюпка, Мурлинка, Духово, Клин в Тарском районе Омской области и Коршуновку (кержацкий хутор) в Знаменском районе Омской области.

Также одним из важных направлений работы русского отряда в 2002 г. было изучение сферы народных знаний и верований населения указанных районов. В рамках данного направления был собран обширный материал. Полученную информацию можно разделить на несколько блоков, из которых самый крупный (38 %) составляют материалы по народной медицине, 36 % - по народным верованиям и 26 % - по народному православию.

Что касается народной медицины, то следует отметить, что собранный материал охватывает как рациональную, так и иррациональную сферу данной области народных знаний. Здесь можно встретить упоминания о лечении таких внутренних болезней, как радикулит, грыжа, лихорадка, геморрой, простуда (со всеми симптомами), болезни печени, почек, сердца, суставов, легких, сотрясение мозга, высокое давление и т.п., а также наружных заболеваний, таких как, например, раны, "рожа" (гнойный нарыв красного цвета), ожоги, лишай, "летучий огонь" (мелкие красные прыщики, которые появляются на лице у детей от того, что они плюют на огонь), бородавки и прочее. Помимо этого информаторы рассказывают о лечении от испуга, озепа ("сглаза"), порчи и т.п., поясняя при этом, что порча - это очень серьезное заболевание, которое может вылечить не каждый врачеватель и что для его лечения необходима специальная молитва, а озеп - это легкий сглаз, который можно вылечить наговором на воду.

Большую часть лечебных средств составляют фитотерапевтические препараты. Информаторы вспоминают об употреблении в народной медицине следующих растений: подорожника, репья, алоэ, пустырника, шиповника, мать-и-мачехи, укропа, брусники, крапивы (мелкой), мяты, душицы, липы, белоголовника, подсолнечника, Иван-чая, "геморройника", "репешка", "кукушкиных слезок", "калгана" (кровавика) - т.е., здесь встречаются как общеупотребительные названия растений, так и местные. Все эти травы можно обнаружить в данном регионе. Также применяют и средства животного происхождения, например, гусиный жир (им натирались от простуды), мед (использовался аналогичным способом), яичные белки (при болезни суставов делали компресс из сырых яичных белков и соли), овечье сало с молоком (пили от кашля), "выползок ужа" (вешали на шею больному лихорадкой, для профилактики вешали "выползок" на стену в комнате, где жили) и др.

Помимо этого информаторы сообщили о целом ряде иррациональных приемов лечения, например, были собраны молитвы для лечения озепа, при этом была получена информация о том, что каждая "бабушка" (местное название врачевательниц) в деревне пользуется своей молитвой, т.е. можно говорить о существовании "семейных" молитв, которые передаются из поколения в поколение. В с. Междуречье Тарского района Омской области информатор сообщила о "заговоре на сучок" от лишая, который узнала от своей бабушки, и о том как "загрызали грыжу". Аналогичная информация относительно грыжи, а также молитва, сопутствующая "загрызанию" была получена в с. Усть-Тара Тарского района Омской области. Однако в лечении все же преобладают рациональные знания. Немаловажным обстоятельством является то, что о большинстве лечебных средств и процедур, о которых сообщали информаторы, они узнали от своих предков, что свидетельствует о сохраняемости данного пласта знаний.

Помимо лечебных средств и процедур собранные материалы затрагивают и требования, предъявляемые к личности и деятельности врачевателей:
1. молитвы, заговоры и др. знания обязательно должны быть переданы по наследству, в основном, своим детям;
2. нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту;
3. молитвы обязательно нужно заучивать наизусть;
4. нельзя рассказывать молитвы посторонним, т.к. они от этого теряют свою силу;
5. лечение молитвой, заговором и т.п. лучше всего проводить в одно и тоже время.

Таким образом, можно сделать вывод о сложности и многообразии народно-медицинских знаний русского населения данного региона.

Такой же сложностью и многообразием отличаются и народные верования русских указанных районов, которые иногда переплетаются и с народно-медицинскими знаниями. Например, в с. Междуречье Тарского района Омской области была "верующая бабка", которая в Новый год ходила вокруг кладбища, чтобы узнать о своем здоровье в будущем году.

Также в народных верованиях русских можно обнаружить множество сюжетов, связанных с жилищем (дом, стоящий на дороге - "проходной двор для чертей"), с рекой (реке Иртыш обязательно необходима человеческая жертва весной и осенью), с печью (парень, уходя в армию, обязательно должен был 3 раза поцеловать свою печь, чтобы вернуться домой). Помимо этого обнаружилось множество параллелей с представлениями жителей Европейской России, прежде всего это касается знаний о домовых, водяных и русалках (описания их поведения, облика, связанных с ними обрядов и т.п. очень схожи).

Народные верования русского населения Среднего Прииртышья тесно переплетаются и с народным православием. Здесь очень интересен момент о специфических праздниках, например, 27.09. - Воздвижение (в церковных канонах упоминается праздник Воздвижения Господня), но в народе этот праздник - это время "сдвига зимы с летом", в этот день нельзя ходить в лес, т.к. "туда сползаются все змеи и они могут человека забрать с собой в подземное царство змей"
Относительно соблюдения церковных канонов и обрядов были собраны противоречивые данные; часть информаторов говорит о том, что все жители строго соблюдали посты, детей крестили в церкви, другая часть - о том, что детей крестили "специальные бабушки", которые были "ценными людьми". Но все они сходятся на том, что в воскресенье и в церковные праздники нельзя работать. Кроме того, приводится ряд молитв, из которых самая распространенная - "Отче наш".

Информаторы также по-своему трактуют библейские сюжеты, например, об Адаме и Еве. "Первыми людьми были Адама и Ев. Ева родила от Адама ребенка в яслях (в конюшне). Свинья вырыла, корова рогами выкатила, а конь затряс сеном". Дело в том, что Ева скрывалась от кого-то и потому спрятала ребенка, а свинья и корова его открыли, поэтому они - нечистые животные у татар. А лошадь прячет ребенка под своим сеном, поэтому Бог ее "наказал" - она может работать без устали. А ребенка нашел конюх, т.к. он "светился как свечечка". Этот ребенок был спасен конюхом, а был он ангелом и исчез потом неизвестно куда. А вообще ангелы - это "боговы дети". Таким образом, мы видим, что народ по-своему осмысливал христианские сюжеты, внося в них свое миропонимание.

В полевом сезоне 2002 г. Русским отрядом была собрана 81 фотография конца XIX - начала XX вв. Эти фотоматериалы посвящены различным жизненным ситуациям - похоронам, уборке сена, рубке дров и т.п., - что позволяет проникнуться духом времени того периода.

Таким образом, задачи стоявшие перед Русским отрядом на полевой сезон 2002 г. были выполнены:

1) учебно-методическая - студенты освоили метод визуальной съемки различных объектов, все студенты получили практические навыки составления вопросных листов по выполняемым студентами научным темам, а также составления и заполнения анкет;

2) научная:

а) были составлены планы ряда населенных пунктов, собраны все необходимые материала для научной интерпретации полученных материалов;

б) проведено анкетирование населения по теме "Уровни этнического самосознания русских Среднего Прииртышья", заполнено 87 анкеты в 9 населенных пунктах;

в) собрано около 30 генеалогий, скопированы похозяйственные книги Усть-Тарской сельской администрации Тарского района Омской области за 1980-82 гг., книга родовспоможений с. Усть-Тара;

г) записаны исторические легенды и предания об основании 9 населенных пунктов;

д) были выявлены причины переездов из одного населенного пункта в другой;

е) составлены брачные круги исследованных населенных пунктов;

г) проведена этнографическая разведка и определен район работ и задачи исследования на 2003 г.

© Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ, 2002 г.

<<< На  "Русскую страничку"

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016