123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Проекты ИОО | Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Молодые преподаватели | Стипендия им. Б.В. Раушенбаха | Этнография в образах
Введение | Глава I | Глава II | Глава III | Заключение | Литература и источники | Список иллюстраций | Список сокращений


Работа выполнена при финансовой поддержке
Института "Открытое Общество",
грант #HZA 203

Н.С. Кряжева
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА АРНОЛЬДА ВАН ГЕННЕПА И ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА РУССКИХ

Для отечественных исследователей обряда и обрядности является традиционным де-ление обрядов на семейные и календарные. Критерием для такой классификации служат направленность и место обряда, как в конкретном, так и в абстрактном смыслах. Однако не все обряды возможно вписать в эту классификацию. Например, вызывание дождя  и использование обыденных полотенец и храмов - это специальные обряды, которые нельзя назвать ни календарными, ни семейными. Существуют альтернативные варианты классификаций, в частности, с помощью категории переходности.

Термин обряды перехода / переходные обряды является общепринятым и широкоупотребимым. Мы находим его во множестве работ, посвященных изучению обряда и даже в учебниках, но в этих работах нет ссылок на автора теории обрядов перехода, которым является А. Ван Геннеп.

Суть теории обрядов перехода заключается в существовании неких переходов, радикальных перемен существующего положения. Свою теорию А. Ван Геннеп выводит из наличия в обществе множества групп и подгрупп, выделенных по самым разным критериям: пол, возраст, профессия и т. д. Чем ниже уровень цивилизации основного общества, тем более четко очерчены в нем и автономны малые сообщества, считает А. Ван Геннеп. Каков бы ни был тип общества, вся жизнь человека в нем обусловлена последовательными переходами из одной группы в другую, из одного социального статуса к другому. Традиционное общество требует регламентации во всем, поэтому всякое  изменение в жизни общества влечет за собой ритуал, чтобы общество не испытало затруднений  не понесло ущерба. Человек в своей жизни последовательно проходит  некоторые этапы, каковым являются: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство/материнство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. Каждое из этих явлений сопровождается действиями, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход з одного определенного состояния в другое, столь же определенное.

Ритмам перехода подвержена и природа, поэтому А. Ван Геннеп рекомендует с обрядами перехода человека увязывать и обряды, совершаемые при смене космических явлений (полнолуние, солнцестояние, Новый Год, Масленица). А. Ван Геннеп вводит понятие " круг вращения / полный оборот". В течение жизни человек посредством самостоятельной игры восприятия и собственных оценок оказывается обернувшимся вокруг себя. А. Ван Геннеп считает необходимым, чтобы средства достижения цели (смены статуса) были подобными, хотя и не обязательно в деталях.

Для рассмотрения переходных обрядов русских можно использовать широко доступную информацию по свадебному, погребальному обрядам, гораздо меньше имеется данных по родильному обряду, а отрывочные сведения об инициациях существуют лишь на уровне  попыток реконструкции. На примере ритуального использования ткани в обряде мы показываем, что идея А. Ван Геннепа о сходстве элементов обрядов перехода верна. Ткань (нешитые тканые изделия) очень разнообразно используется в обрядах перехода.

Последовательно рассмотрев все варианты применения ткани в обряде, мы смогли выделить несколько значений, которые она имеет.

  1. Защита - граница - очищение - святость.
  2. Дорога.
  3. Связь.
  4. Материальная ценность - дар - плата - жертвоприношение.

Эти ритуальные функции ткани параллельны во всех обрядах перехода, при этом они могут осуществляться как отдельно друг от друга, так и в сумме. Появление указанных ритуальных функций  обусловлено особенностями изготовления и использования ткани вне обряда, её внешним видом, структурой. Ритуальные функции ткани отвечают переходному характеру рассматриваемых обрядов на всех этапах обрядового действия: отделение/ очищение - переход - включение/ закрепление перехода.

На примере ритуальных функций ткани мы можем показать действие концепции А. ван Геннепа  её полезность для дальнейших логических построений. Благодаря теории обрядов перехода мы можем абстрагироваться от конкретного действа с целью больше внимания уделить ритуальным функциям предмета, их происхождению, возможно, изменению, понять, что "означает" предмет в самом широком смысле.

Опубликовано в: Молодежь III тысячелетия: Тез. докл. регионал. науч. студенческ. конфер. - Омск, 2002. - С. 159-160.

© Н.С. Кряжева, 2002 г.

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016