123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Проекты ИОО | Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Молодые преподаватели | Стипендия им. Б.В. Раушенбаха | Этнография в образах
Введение | Глава I | Глава II | Глава III | Заключение | Литература и источники | Список иллюстраций | Список сокращений



Примечания к введению

[1] Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. - М.: Наука, 1991. - С. 23.
[2] Почепцов Г.Г. Русская семиотика: идеи и методы, персоналии и история. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001. - С. 593.
[3] Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука, 1993. - С. 11.
[4] Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Наука, 1997. - С. 51.
[5] Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 11.
[6] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М.: Высшая школа, 1999; Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. (Труды Института европейских культур.) - М.: Российский гуманитарный университет, 2001; Шпажников Г.А. Изучение религий первобытного общества в советской науке в 1950 - 1980-х годах //Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С. 37-54; Якобсон Р. Взгляд на развитие семиотики // Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М.: Гардарика, 1996. - С. 139-154.
[7] Юдин А.В. Указ. соч. - С. 14.
[8] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - С. 13-14;
Толстой Н.И. "Очерки русской мифологии" Д.К. Зеленина и развитие русской мифологической науки // Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. -  С. 11.
[9] Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии // Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М.: Лабиринт, 2000. - С. 5-92.
[10] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - СПб.: Наука, 1996; Пропп В.Я. Об историзме фольклора и методе его изучения // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1976. - С. 116-131.
[11] Агеева Р.А. Семиотика фольклора (Обзор) // Семиотика. Коммуникация. Стиль: Сборник обзоров. - М.: ИНИОН АН СССР, 1983. - С. 84; Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "Модэк", 1999.
[12] Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. - М.: Наука, 1976. - С. 5.
[13] Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971.
[14] Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 93.
[15] Там же. - С. 89-101.
[16] Толстой Н.И О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос): Сборник научных трудов. - Л.: Наука, 1983. - С.181-190; Толстой Н.И. О природе связей бинарных противоставлений типа правый-левый, мужской-женский // Языки культуры и проблемы переводимости. - М.: Наука, 1987. - С. 169-184.
[17] Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 7-37; Иванов В.В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 38-65; Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 89-101.
[18] Соколовский С.В. Стигматы архаизации: анализ праздника и анализ текста // ЭО, 2002, №2. - С. 50; Шандыбин С.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели // ЭО, 1998, №1. - С. 14-30; Эко У. Отсутствующая структура. - СПб.: Петрополис, 1998.
[19] Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. - М.: РГГУ, 1998. - С. 33.
[20] Там же.
[21] Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина, 1994, № 3. - С. 3-6.
[22] Там же. - С. 3.
[23] Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры  // Этнознаковые функции культуры. - М.: Наука, 1991. - С. 23-35;Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука, 1993; Байбурин А.К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. - М.: "Восточная литература" РАН, 1994. - С. 35-48; Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. - Л.: Наука, 1978. - С. 89-108; Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). - М.: Наука, 1990. - С. 64-98.
[24] Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. - М.: Наука, 1991. - С. 27.
[25] Соколовский С.В. Стигматы архаизации: анализ праздника и анализ текста // ЭО, 2002, №2. - С. 50.
[26] Топорков А.Л. Не только о ритуале // ЖС, 1994, №3. - С. 57
[27] Сурхаско Ю.Ю.Семейные обряды и верования карел (К.XIX - н.XX в.). - М.: Наука, 1985.
[28] Сурхаско Ю.Ю. Карельская народная свадебная обрядность (конец XIX - начало XXв.). - Л.: Наука, 1977; Сурхаско Ю.Ю.Семейные обряды и верования карел (К.XIX - н.XX в.). - М.: Наука, 1985.
[29] Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 89-101.
[30] Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: "Восточная литература" РАН, 1995. - С. 8.
[31] Толстая С.М. Дни недели // СД. - Т. 1. - С. 95-99; Толстая С.М. К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и оценка дней недели // Языки культуры и проблемы переводимости. - М.: Наука, 1987. - С. 154-169; Толстая С.М. Признак в языке культуры // Живая старина, 2001, №3. - С.2-3; Толстой Н.И. Белый цвет // СД. - Т. 1. - С. 151-154; Толстой Н.И. Веретено // СМ. - С. 71; Толстой Н.И. Некоторые соображения о реконструкции славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской культуры: Источники и методы. - М.: Наука, 1989. - С. 7-21; Толстой Н.И О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос): Сборник научных трудов. - Л.: Наука, 1983. - С. 181-190; Толстой Н.И. О природе связей бинарных противоставлений типа правый-левый, мужской-женский // Языки культуры и проблемы переводимости. - М.: Наука, 1987. - С. 169-184; Толстой Н.И. "Очерки русской мифологии" Д.К. Зеленина и развитие русской мифологической науки // Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. - С. 5-24; Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: "Восточная литература" РАН, 1995; Толстой Н.И., Толстая С.М. Теоретические проблемы реконструкции древнейшей славянской духовной культуры: Вопросник // СЭ, 1984, №3. - С. 52; Толстой Н.И., Толстая С.М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской народной традиции) // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. - М.: "Восточная литература" РАН, 1994. - С.238-255; Толстой Н.И., Усачева В.В. Волосы // СМ. - С. 88-89.
[32] Виноградова Л.Н. Фольклор как источник для реконструкции славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской культуры: Источники и методы. - М.: Наука, 1989. - С. 101-125; Виноградова Л.Н. Отражение древнеславянских мифологических представлений в "малых" формах фольклорных стереотипов // История, культура, этнография и фольклор славянских народов (Х международный съезд славистов, Доклады советской делегации). - Л.: Наука, 1988. - С. 277-287; Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Мотив "уничтожения-проводов нечистой силы" в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). - М.: Наука, 1990. - С. 99-118.
[33] Путилов Б.Н. Методология сравнительного изучения фольклора. - Л.: Наука, 1976; Путилов Б.Н. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С. 53-54.
[34] Андрианов Б.В. Этнос и историко-этнографические области // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос): Сборник научных трудов. - Л.: Наука, 1983. - С. 5-17; Герд А.С. О некоторых проблемах этнолингвистики // ЭО, 1994, №5. - С. 123-134; Сукачев Н.Л. Что изучает структурная диалектология // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос): Сборник научных трудов. - Л.: Наука, 1983. - С. 24-30.
[35] Иванов В.В. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 65-66; Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. - М.: Наука, 1976; Иванов В.В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 38-65; Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. - В 2-х тт. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - Т. 2. - С. 169; Иванов В.В., Топоров В.Н. Волос // СМ. - С. 88; Топоров В.Н. Пряжа // Мифы народов мира. - В 2-х тт. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - Т. 2. - С. 343-344; Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М.: МГУ, 1982.
[36] Толстой Н.И., Толстая С.М. Теоретические проблемы реконструкции древнейшей славянской духовной культуры: Вопросник // СЭ, 1984, №3. - С. 52.
[37] Байбурин А.К. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С. 55-56; Гусев В.Е. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С. 57-59; Дзенделевский И.А. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 74-75; Иванов В.В. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 65-66; Рикман Э.А. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С.62-64; Седов В.В. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 67-69; Смирнов Ю.И. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С. 60-62; Смольская А.К., Зубов Н.И. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 70-71; Терновская О.А., Гура А.В. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 72-74.
[38] Власова И.В. Севернорусский костюм XIX - начала XX века // Русский Север: Этническая история и народная культура. XII - XX века. - М.: Наука, 2001. - С. 305-345; Шангина И.И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов СССР // Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX вв. - М.: Наука, 1984 - С. 156-214; Шмелева М.Н., Тазихина Л.В. Украшения русской крестьянской одежды // Русские: историко-этнографический атлас: Из истории русского народного жилища и костюма (Украшение крестьянских домов и одежды) Середина XIX-начало XX века. - М.: Наука, 1970. - С. 89-123.
[39] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991; Зеленин Д.К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и у финнов) // Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре 1901-1913гг. - М.: Наука, 1994. - С. 178-192; Зеленин Д.К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // Избранные труды: Статьи по духовной культуре 1903-1913гг. - М.: Наука, 1994. - С. 179-192; Зеленин Д.К. "Обыденные" полотенца и обыденные храмы (Русские народные обычаи) // Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре 1901-1913гг. - М.: Наука, 1994. - С. 193-213.
[40] Гаген-Торн Н.И. Обрядовые полотенца у народов Поволжья // ЭО, 2000, №6. - С. 103-117.
[41] Гура А.В. Материалы к описанию народных представлений, связанных с ткачеством, в зоне Полесско-Подлясского пограничья // Восточнославянский этнографический сборник. Исследования и материалы. - М. "Индрик", 2001. - С. 105-117.
[42] Бломквист Е. Полотенце в русском быту. - Л.: Гос. тип. им. Ив. Федорова, 1926; Городцов П. Были и небылицы Тавдинского края. В 3-х т.: Т. 3. - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000; Колесникова И.М., Телегина Л.М. Коса и красота в свадебном фольклоре восточных славян // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. - Л.: Наука, 1977. - С. 112-122; Криничная Н.А. Посвящение в колдуны: историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов в передаче-усвоении эзотерических знаний // ЭО, 2002, №2. - С. 10-22; Лаврентьева Л.С. О платке // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы (Сборник МАЭ, т. LVII). - СПб.: "Петербургское востоковедение", 1999. - С. 39-52; Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX вв. - М.: Наука, 1984; Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. - СПб.: Литера, 1997; Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М.: "Восточная литература" РАН, 1996; Шангина И.И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов СССР // Маслова Г.С. . Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX вв. - М.: Наука, 1984 - С. 156-214;
[43] Белова О.В. Цвет // СМ. - С. 481-482; Валенцова М.М. Дар // СМ. - С. 125-126; Валенцова М.М. Игла // СМ. - С.195-196; Валенцова М.М. Прялка // СМ. - С.394-395; Валенцова М.М. Ткачество // СМ. - С. 459-461; Иванов В.В., Топоров В.Н. Волос // СМ. - С. 88; Кабакова Г.И. Женщина // СМ. - С. 161-162; Левкиевская Е.Е. Вихрь // СМ. - С.78-79; Петрухин В.Л. Пряха // СМ. - С. 395-396; Плотникова А. А. Пояс // СМ. - С. 386-388; Седакова И.А. Орисницы // СМ. - С. 347; Толстой Н.И. Веретено // СМ. - С. 71; Толстой Н.И., Усачева В.В. Волосы // СМ. - С. 88-89; Узенева Е.С. Фартук // СМ. - С. 474-475.
[44] Агапкина Т.А., Левкиевская Е.Е. Веревка // СД. - Т. 2. - С. 338-340; Белова О.В. Зеленый цвет // СД. - Т. 2. - С. 305-306; Белова О.В. Красный цвет // СД. - Т. 2. - С. 647-651; Валенцова М.М. Дар // СД. - Т. 2. - С. 16-21; Валенцова М.М Кросна // СД. - Т. 2. - С. 681-682; Гура А.В. Брак // СД. - Т. 1. - С. 244-250; Павлова М.Р., Н.И. Толстой. Бердо // СД. - Т. 1. - С. 154-155; Павлова М.Р., Толстой Н.И. Веретено // СД. - Т. 1. - С. 340-342; Плотникова А. А. Завивать // СД. - Т. 1. - С. 232-233; Толстая С.М. Дни недели // СД. - Т. 1. - С. 95-99; Толстой Н.И. Белый цвет // СД. - Т. 1. - С. 151-154; Усачева В.В. Желтый цвет // СД. - Т. 2. - С. 202.
[45] Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья / Под редакцией Г.А. Садретдиновой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. - В 3-х тт.
[46] Руднев В. Вини Пух и философия обыденного языка. - М.: Аграф, 2000.
[47] Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 7-37.
[48] Иванов В.В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 38.
[49] Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 17-35; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. - Таллинн, 1993. - Т. 3. - С. 325-337.
[50] Юнг К.Г. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1998. - С. 86.
[51] Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. - С. 58-59.
[52] Леви-Строс К. Структурная антропология. - М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. - С. 192-212.
[53] Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука, 1993.
[54] Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 7-
[55] Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Цит. по: Курсанов Г. Современный структурализм, рационализм и диалектика в концепции знания Н. Мулуда // Мулуд Н. Современный структурализм: размышления о методе и философии точных наук. - М.: Прогресс, 1973. - С. 5-26.
[56] Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 14.
[57] Толстой Н.И. Некоторые соображения о реконструкции славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской культуры: Источники и методы. - М.: Наука, 1989. - С. 8.
[58] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. - М.: Гардарика, 1998. - С. 9.
[59] Байбурин А.К. Пояс (к семиотике вещей) // Из культурного наследия народов Восточной Европы (Сборник трудов МАЭ, т. XLV). - СПб.: Наука, 1992. - С. 5-13; Фурсова Е.Ф. Запреты-обереги на женские работы со льном (на примере восточнославянских этнокультурных групп Приобья) // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культуры. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН. - Т. 2. - С. 253-255; Толстой Н.И. Веретено // СМ. - С. 71; Валенцова М.М. Игла // СМ. - С. 195-196; Валенцова М.М Кросна // СД. - Т. 2. - С. 681-682; Павлова М.Р. Магические приговоры в ткачестве // Славянское и балканское языкознание: Структура малых фольклорных текстов: Сб. статей. - М.: Наука, 1993. - С. 170-183.
[60] Кряжева Н.С. Знак в традиционной культуре русских: полотенце как элемент погребальной обрядности // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий (Матер. XLI Регионал. археолого-этнографическ. студенческой конфер.). Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2001. С. 513-515; Кряжева Н.С. Обряды перехода Арнольда ван Геннепа и обряды перехода русских // Молодежь III тысячелетия: Региональная научная студенческая конференция: Тезисы докладов. - Омск: Омск. госуниверситет, 2002. - С. 159-160; Кряжева Н.С. Ткань в свадебном обряде: знак и функция // Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С. 112-115.

© Н.С. Кошубарова, 2003 г.

На примечания к Главе I >>>

К списку сокращений. >>>

На страницу "Стипендия им. Б.В. Раушебаха"

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2018