123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Программы учебных курсов | Избранные лекции
Лекция по этноархеологии | Лекция по культурологии традиционных сообществ | Лекция по имперской географии власти | Лекция о группах русских сибиряков | Лекция об источниках генеалогии
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | Выводы


<<< К началу

Итак, что же следует из всего изложенного?

1. На первом этапе формирования русского сибирского общества важнее, чем выработка этнического самосознания, было осознание русскими людьми, оказавшимися в Сибири, себя в качестве единого сообщества, части русского народа. Это сообщество именовалось сибиряки и фактически представляло собой региональную часть русской нации. Такой процесс в значительной степени инициировался государством, которое стремилось превратить Сибирь в часть России.

2. В среде сибиряков к середине XIX в. выделились особые группы старообрядцев и казаков . Это сложение групп произошло под влиянием конфессионального и сословного факторов, однако представители этих групп сознавали себя прежде всего русскими.

3. При столкновении старожилов и новоселов во второй половине XIX в. оформилась группа старожилов, выработавшая свою идентичность (че(а)лдоны, родчие ).

4. Сам процесс постепенного сложения групп показывает, что главное в нем - выделение "мы" при противостоянии некоему сообществу "они", осмысление своих интересов и прав, создание своей идентичности как исключительно мыслительной конструкции, которая обязательно выражается в названии группы. Эти группы, "воображенные" русскими сибиряками, имеют отношение к этносу, потому что в их основе лежит убежденность в единстве членов группы на основании рождения на одной земле, исключительных прав на эту землю, а также общности происхождения, что выражается в сложных родственных узах, связывающих членов групп.

<<< К вопросу 3 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016