123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Записки этнографички | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
Хроника 2002 | Научные результаты
Русские | Сибирские татары | Сибирские немцы


Работы проводились при финансовой поддержке ФЦП "Интеграция",
проекты Э0136, Э0137

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИЙ 2002 Г.

Знаменский отряд

Место дислокации отряда - с. Качуково Знаменского района Омской области.

Сроки работ - с 08 июля по 28 июля 2002 г.

Состав участников:  начальник отряда - старший научный сотрудник сектора этнографии Омского филиала ОИИФФ СО РАН к.и.н. С.Н. Корусенко, младшие научные сотрудники сектора этнографии ОИИФФ СО РАН  - О.П. Коломиец и М.Н. Тихомирова, 7 студентов старших курсов исторического факультета ОмГУ, специализирующихся по этнографии и 8 студентов-первокурников, проходивших этнографическую практику.

Цель работ - изучение этнической истории, культуры и быта татарского населения Среднего Прииртышья. Исследование традиционной и современной культуры сибирских татар, межнациональных отношений. В ходе полевых работ студенты должны были собрать материал для написания дипломных и курсовых работ.

Задачи. 1) учебно-методические 

а) начальная полевая подготовка и ознакомление студентов-практикантов с простейшими методами сбора полевых этнографических материалов - формализованная беседа, непосредственное наблюдение, ознакомление с особенностями работы в стационарной и разъездной экспедициях, с правилами ведения полевых дневников (описей) и методами фиксации полевых материалов;

б) дальнейшая подготовка студентов старших курсов, специализирующихся по специальности "этнография", - обучение студентов методам инструментальной съемки объектов; составлению и заполнению анкет и вопросных листов по выполняемым студентами научным темам, совершенствование методик непосредственного наблюдения, интервьюирования и анкетирования, начальная подготовка в области организации и планирования экспедиционных этнографических работ, ознакомление с некоторыми методиками преподавания этнографии.

2) научная - фиксация и научная обработка этнографических материалов по темам:

а) исторические легенды и предания, фольклор

б) хозяйство, пища, утварь, средства передвижения

в) народные верования и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью

г) рождение и воспитание

д) генеалогия и семейные хроники

е) поселение и жилище

ж) фиксация могильного комплекса методом инструментальной съемки, похоронный обряд, и др.

1. Выполнение учебно-методических задач. До начала полевых работ со студентами были проведены занятия, в ходе которых студенты были ознакомлены с вопросниками и программами по всем темам, обучены методам фиксации полевого материала (правилам ведения личной полевой описи, переноса материалов на карточки, которые в дальнейшем должны быть сданы в Музей археологии и этнографии Омского государственного университета). Полученные знания студенты применяли уже в поле, постоянно совершенствуясь в ходе работы. Несомненным достоинством в проведении экспедиционных работ явилась интеграция квалифицированных научных сотрудников системы РАН и студентов старших курсов. Обучая студентов основам сбора информации, преподаватели и научные сотрудники постоянно проверяли и заставляли добирать информацию, чтобы любая информация давала полное представление о том, по какой теме собирался материал. Особенно много было уделено внимания терминологии. И при сборе любой информации обязательным требованием являлось наличие татарских терминов, которые здесь приводятся в скобках большими буквами.

По окончании работы Татарского отряда на основании собранных материалов студенты подготовили отчеты по темам "Основные хозяйственные занятия населения Качуковской сельской администрации", "Погребальный обряд татар Качуковской сельской администрации", "Татарское кладбище", "Погребальный обряд русских с. Качуково", "Исторические легенды и предания татар Качуковской сельской администрации", "Генеалогии сибирских татар", "Этническое самосознание татар Качуковской сельской администрации". В своих отчетах студенты сделали первичный анализ материалов, опираясь на уже имеющиеся у них знания. По результатам работ была проведена студенческая конференция, на которой доложено и обсуждено основное содержание данных отчетов.

2. Выполнение научных задач.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР

В ходе этнографической экспедиции татарского отряда Омского Государственного университета и омского филиала ОИИФФ СО РАН 2002 года было проведено исследование по теме: Исторические легенды и предания сибирских татар" на территории села Качуково и деревни Усть-Тамак. Дополнительная часть информации, использованной нами, была собрана местными краеведами.
Село Качуково - одно из крупнейших в Знаменском районе. Существует мнение, что название селения происходит от татарского качук, что означает переехать или переселяться. Когда-то село находилось на берегу Иртыша, где сейчас паромная переправа. Предание о времени возникновения селения гласят, что оно образовалось примерно в 1800 году, хотя официально считается, что в прошлом году 25 августа деревне исполнилось 150 лет. Мотивы выбора селения различны. Существует история пятиозерья. Вверх по течению реки Иртыш было пять озёр, там были сражения татаро-монгол с русскими (возможно, даже с Ермаком). В 1851-1853 годах были большие наводнения, которые вынудили людей сняться с обжитого места. Они облюбовали новую территорию на опушке леса, и в 1854 году переселились туда, где раскинулось село. Ещё существует мнение, что первоначально татары хотели поселиться в деревне Солдатная, располагавшейся на высоком холме, но по каким-то неизвестным нам причинам, они передумали.

Сначала в селе было 7 хозяйств - все, как их называли раньше, инородцы - потомки хана Кучума. Лишь двое детей: Аетмат Каримов и Айтулат Ниязов - занимались хлебопашеством, остальные жили рыбной ловлей, охотой. Старик Каримов умер в 1916 году в возрасте 90 лет. Люди жили в огромной нужде. Безлошадные занимались охотой на зайцев, белку, горностая, колонка, лису, били рябчиков, тетеревов, рыбачили.

До 1896 года в деревне не было даже телеги. В летнее время лес и дрова подвозили на волокушах. Не было поперечной и продольной пилы. Всё делалось топором. Об обыкновенных керосиновых лампах понятия не имели - избы освещались лучиной. Одевались только в самотканое платье.

С территории Качуковского сельсовета исчезли в военные и послевоенные годы населённые пункты Большая Кова, Кордон, Красный Яр, Омгортоп, Чёрный Яр.
В Ермаковской летописи упоминается, что, поднимаясь вверх по Иртышу, Ермак дошёл до юрт Шиш-Тамацких, пробыл здесь некоторое время и вернулся к устью Тобола. Шиш-Тамак, такое название посёлка сохранялось до 1950х гг.  в лоциях судоходства. Шиш-Тамак - татарское название и жили здесь сибирские татары, обосновавшиеся на понравившихся им землях после татаро-монгольского нашествия в XIII веке, оттеснив на север предков хантов и манси (до революции их называли остяки и вогулы).

Основными занятиями татарского населения были: скотоводство - разводили коней, крупнорогатый скот, овец - об этом говорят большие накопления навоза (до 1,8 м толщиной), занимались охотой, рыболовством и сбором даров природы - кедровых орехов, ягод.

Русских поселений на правом берегу Иртыша на территории Знаменского района не было, они возникли в конце 70-80 годов прошлого столетия. В 1858 году случилось высокое весеннее половодье, затопившее поселение, ещё более высокое и продолжительное наблюдалось в следующем году, а в 1860 году высокая вода сошла до осенних заморозков. И местные жители вынуждены были покинуть обжитые места. Одна часть населения поселилась на левом берегу Иртыша вниз по течению и образовала поселение Тайги, а другая часть вверх по течению Иртыша на правом берегу - Усть-Тамак, которая существует и в настоящее время. Легенды гласят, что в Усть-Тамак, что в переводе означает устье реки, татары переселились с реки Усть-шиш. Сначала там жили только татары, потом с переселились русские. Люди были очень дружелюбные (при встречи снимали шапки и здоровались).

 О войнах сохранились только воспоминания. Священная роща с захоронениями около села Качуково называется Бабалар, что в переводе означает девы. Там частенько находили черепа и кости людей. Считалось, что если упадёшь или споткнёшься в этой роще, то непременно заболеешь. Эта легенда объясняется тем, что люди не знали никаких болезней, не знали от чего люди умирают, поэтому приписывали это к роще.

Старый мазарат расположен на юге-востоке относительно деревни Качуково. Старый мазарат (священное место) находится в 400 метрах севернее моста через реку Ушайра и в 300 м южнее юго-западной оконечности кладбища мусульман в деревне Качуково. Мазарат представляет собой невысокое всхолмление на террасе берега реки Ушайра. Всхолмление покрыто редким сосновым лесом. Край береговой террасы изрезан оврагами и хорошо задернован. Мазарат можно назвать поселением эпохи поздней бронзы - раннего железа. Мест, где когда-либо находили клады, имеющих большую историческую ценность не было. В данной местности находятся старые сбруи, железные предметы времени Ермака, кости мамонтов (недалеко от деревни Максим Горький).

В 120-160 км от Качуково находится заброшенная деревня Сауга. Возле деревни находится озеро с чистейшей водой, а по середине из воды торчит камень, который многие называют метеоритом. За деревней М. Горький есть поселение - заброшенное Иргаизм, где по рассказам находили долблённые гробы.
Недалеко от озера Кислар расположена деревня Усть-Тамак. Хозяйкой этого озера является женщина. Существует легенда, что каждое утро она сидела на мостике и расчёсывала волосы. Однажды кто-то её увидел и спугнул. Она ушла под воду. А расчёску оставила. Расчёску потом украли. Когда хозяйка озера вернулась, то, не найдя расчёску, она начала плакать и просила её вернуть. Вскоре человек, который взял расчёску, сжалился и положил вещь на место. Хозяйка озера успокоилась и больше никому никогда не являлась. Есть ещё озёра Кызбурен (девичье озеро) и Конбурен (кровяное озеро).

Местное население старается поддерживать свои традиции, хотя на данный момент не многие сельчане могут похвастаться тем, что они достаточно хорошо знают историю своего села и своего народа.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Генеалогии были собраны по трём деревням: с. Качуково, д. Усть-Тамак, д. Малая Кова. В с. Качуково была собрана 31 генеалогия. Преобладающими фамилиями были: Айткуловы, Фахрудиновы, Хайрулины, Ниязовы, Шарафуидиновы, Мурзахановы, Гемольдиновы, Валитовы. Но есть и другие, часто встречающиеся: Авазбаковы, Шамсутриловы, Шитеряковы, Одногуловы, Авазовы, Латыповы, Аппаловы, Миннугуловы, Аджигитовы, Салиховы, Габайдулины, Сафиуллины, Аксаловы, Зарыповы, Тачитдиновы. Среди русских встречаются: Чура, Драчёвы, Ташкеевы.
В целом наблюдается 21 двор (из 143 дворов) смешанных браков татар с русскими (14,6%) и 12 дворов смешанных браков русских с татарами (31,5%) - из 38 дворов.

Этническая принадлежность:

Тат. Пермячка - Айткулова Татифа Канафеевна, 1970 г., род. в Кр. Яр., негр., в Качуково с 1952 г.

Сиб. тат. - Ниязова (Хайрулина) Сагида Рахмулеевна, 1945 г., в Кач., 11 кл., бухгалтер.

Казанск. тат. - Сабирзянов Сахибзян Сабирзянович, род. в Татарсране в 1928 г., в/обр., учитель.

Туралы - Имьяминов Тимур Шайхетарович, род. в Кач., 1977 г., 9 кл., не раб.

Мишари - Мурзаханов Ренат Саликович, 1967, местн., среднеспец. обр., водитель.

Русские - Чура Пётр Николаевич, 1949 г., лесник, местн., обр. сред., пенсионер.

Семьи преобладают большие, перемешанные фамилии. Но глубина памяти предков не велика, в основном помнят бабушек и дедушек. Самая большая генеалогия: Мурзаханов Ренат Салимович, 1967 г., местн., среднеспец. обр., водитель, мишари. В генеалогии описано 97 человек, до прабабушек и прадедушек.

В д. Малая Кова. собрано 3 генеалогии. Преобладающими фамилиями являются: Аджимтовы, Ташпеевы, Абубанеровы, Курмугиевы, Оскановы.

Этнический состав:

Сиб. татары - Курмугиев Мималей Чанилевич, 1925 г., местный, 3,5 кл., раб. В колхозе учётчиком, пенсионер.

Казанские татары - Оксанов садержим, жил в Усть-Тамаке, негр., умер ~1927г.

В деревне есть смешанные браки. Семьи небольшие. Помнят только бабушек и дедушек. Самая большая генеалогия - 30 человек: Курмугиев Мнигалей Чанилевич, 1925 г., местн., сиб. тат., 3,5 кл., раб. в колхозе учётчиком. 3 двора смешанных браков русских с татарами (33,3%) - из 9 дворов.

 В д. Усть-Тамак собрано 23 генеалогии. Преобладающими фамилиями являются: Сабаралеевы, Сайтбашлы, Зарыповы, Одногуловы, Курмугиевы, Сатаровы, Шарафутдиновы, Габайдулины, Ташкеевы, Мурзахановы, Пильпо, Ахмадеевы. Всего 2 двора смешанных браков татар с русскими (4,1%) - из 48 дворов, 3 двора - русских с татарами (27,2%) - из 11 дворов.

Этнический состав:

Крымские татары (предков выслали из Крыма в Сиб.) - Сабаралеева (Зарынова) Фания Зайнетдиновна, 1963 г., род. в Кр. Яре, после замуж. в Усть-Там., 10 кл., санитарка.

Метисы (рус. + тат.) - Валитова (Амирбаева) Нелли Маскутовна, 1960 г., местн. бухгалт.

Сиб. тат. - Курмужева Мария Сайткаловна (дев. Курмужева), 1956 г., род. в Малой Кове, ОМПУ.

Казан. тат. - Фаткулина Динара Фанговна, местн., 1985 г., 11 кл.

Русские -Сабаралеева (Рафтович) Полина Петровна, 1954 г., фельдшер.

Семьи преобладают большие, много детей, братьев, сестёр (по 5-7 и больше). Но память не глубока, Помнят бабушек и дедушек. Самая большая генеалогия у Сабаралеевой (Зарыновой) Фании Зайнетдиновны, 1963 г., род. в Кр. Яре, после замуж. в Усть-Там., 10 кл., санитарка, крымск. тат. В генеалогии указано 77 человек.

Таблица 1

Этнический состав татарских поселений Знаменского района Омской области (по данным похозяйственных книг Качуковской сельской администрации на 1997-2001 гг.), чел.

Населённый

пункт

Всего

 Татары

 Русские

 Другие

 национальности

Кол-во

 %

Кол-во

 %

Кол-во

 %

Качуково

728

557

76,6

146

20

25

3,4

Усть-Тамак

220

174

79

45

20,5

1

0,5

Малая Кова

78

47

60,3

29

37,1

2

2,6

Итог

1026

778

75,8

220

21,4

28

2,7

Таблица 2

Этнический состав татар Знаменского района Омской области (по данным родословных), чел.

Населённый

Пункт

Общее

Число

родосло-

вных

Считают себя по происх-ю

Фактический состав опрошенных тат.

Сиб. тат.

Поволжско-приураль-

скими тат.

Просто

тат.

Сиб. тат.

Поволжско-приураль-

скими тат.

Выходцы из смешанных семей

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Качуково

31

19

61,2

5

16,1

6

19,3

22

71

2

6,4

7

22,6

Усть-Тамак

23

19

82,6

4

17,3

-

-

17

74

1

4,3

5

21,7

Малая Кова

3

3

100

-

-

-

-

1

33,3

-

-

2

66,6

Итог

59

41

69,4

9

15,2

6

10,1

40

67,7

3

5

14

23,7

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ТАТАР СИБИРИ

В ходе этнической экспедиции татарского отряда Омского Государственного университета и Омского филиала ОИИФФ СО РАН в село Качуково и д. Усть-Тамак Знаменского района Омской области было проведено анкетирование для изучения этнического самосознания татар Сибири. Было собрано 56 анкет. Из них 10 анкет было собрано в деревне Усть-Тамак. Были получены такие данные:


- Есть ли у вас прозвище по национальному признаку:

  • да - 2 (Медведь, Велки - пустой качан капусты, татарва);
  • нет - 8

- К какой группе татар вы себя относите:

  • Сибирские - 7
  • Казанские - 1
  • Крымские - 1
  • Не знаю - 1

Кто такие иштяки:

  • Не знаю - 3 человека
  • Иштяки - это самый неряшливый народ; люди, которые грязно живут; люди, не разбирающие праздник это или похороны, неверующие; дома бардак, дети грязные, хозяйства нет.

Есть ли разница между бухарцами и сибирскими татарами; если есть, то в чём:

  • Да - 2 (Разговорная речь, разные обряды; бухарцы носят паранджу, а у сибирских татар д.б. всё закрыто, ноги не босые; в разрезе глаз, цвете волос)
  • Нет 3 
  • Не знаю 5 

Есть ли, разница между сибирскими и казанскими татарами; если есть, то в чём:

  • Да - 6 (В языке, овале лица, разрезе глаз; в свадьбе, похоронах немножечко; разговорная речь, разные обряды, произношение речи; произношение слов)
  • Нет 1 
  • Не знаю 3 

Какие характерные черты присущи вашему народу:

  • Доброта, отзывчивость, откровенность
  •  всё зависит от человека
  •  голубые и тёмно-карие глаза

Таким образом, на основании первичного анализа собранных анкет мы можем сделать тёмные волосы, гостеприимство, простота, вывод о том, что основная часть татар в опрошенных деревнях, осознают себя сибирскими татарами. Некоторые даже называют свою именную принадлежность - Куртак. Некоторые анкетированные называют себя сибирскими татарами, даже если оба родителя поволжские татары. Одним из основных отличий между сибирскими и казанскими татарами называют язык, внешность. Основными чертами сибирских татар являются - гостеприимство, доброта, отзывчивость.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СИБИРСКИХ ТАТАР

В ходе этнографической экспедиции татарского отряда ОмГУ и Омского филиала ОИИФФ СО РАН 2002 года было проведено исследование по теме: "Свадебная обрядность сибирских татар" на территории села Качуково и деревень Малая Кова и Усть-Тамак.

Собранный материал позволяет зафиксировать традиционный пласт в свадебной обрядности сибирских татар. Такие собранные сюжеты помогут определить степень влияния русского населения на данную сферу духовной культуры (т.к. в с. Качуково, Усть-Тамак, М.Кова проживает смешанное в этническом плане население - русские и татары).

Нами выявлено несколько форм браков у сибирских татар. Доминирующей формой является брак по сватовству (родственники договариваются о предстоящей свадьбе). Менее распространены браки убегом, когда молодые из-за несогласия родителей убегали в семью жениха. Имеет место также единичный случай брак похищением. Имеющиеся материалы позволяют нам увидеть полную картину свадебного цикла сибирских татар.

К свадьбе (туй) относились очень хорошо, готовились с особой тщательностью, т.к. хотели, чтобы дети жили счастливо. От брака ждали только хорошее, много детей, благополучия, самостоятельной жизни. Знакомство проходило по-разному. Основным местом знакомства была Священная роща (бобалар). Когда шёл дождь, собирались в клубе. Устраивали танцы, пели. В роще молодёжь занималась спортом (на площадке около школы), устраивали соревнования - так и знакомились. Очень часто устраивали посиделки (кичумаро, кичутрул, утрабус, утракилябус). Там девчонки рукодельничали, играли в разные игры, читали.

Были случаи, когда девушек крали, и они не знали своего суженого. Или оба жили в неведении друг от друга. Правда, девушке было проще, своего жениха она могла увидеть через шторку, а он нет. Некоторых девушек готовили ещё с детства: они не гуляли, не общались со сверстниками. Но замуж их выдавали в 15 лет, по воле родителей и жениха, который приехал свататься. Объясняя свой выбор, например, что видел её сквозь щель в стене и решил жениться. Совместные ночёвки парней и девушек были во время больших праздников, когда собирались в большом доме и гуляли. Но имелись случаи, когда их не было.

В основном свадьба проходила зимой под Новый год, т.к. люди летом заняты сенокосом и заготовкой продуктов. А зимой невесту везли на тройке лошадей, доходили случаи до 15 лошадей (от): впереди - кучер, посередине невеста с женихом, сзади сидел гармонист. К лошадям привязывали звонки колокольчики (шэнгэрдак) и ленточки.

В сватовстве участвовали только мужчины (сватовство - суратып, суратув, суратырга, кодо суратау) во главе с муллой и 6-8 человек. Приходили вечером, сразу договаривались о свадьбе. Сваты перевязывали себе голову полотенцем. Раз мулла появился - цель прихода ясна (сваты - кодоло). Обычно говорили: "Вот ваша - вот наш". И мулла читает молитву. Определяли время свадьбы. Невеста (килен или киленчак) в церемонии не участвовала, её мнения не спрашивали. Иногда жених (кэёвбола, киеу, кеяу, киябола, кьёбола) участвовал, а иногда нет. При отказе раньше повторное сватовство не допускалось. Дочку пришли сватать - кыс кильдынер суратып.

Главной целью сватовства является знакомство обеих сторон. Если сватовство заканчивалось успешно, то дарили подарки (по мелочи), и обязательно приходили с водкой. Сваты, идя в дом невесты на гулянку, опускали одну штанину, а вторую заворачивали. Иногда, заходя в дом, говорили, что заблудились, зашли чайку попить. Пьют чай, при этом говорят : "Я пришёл овечку купить" или "Я пришёл невесту купить".

На сватовство обязательно несут масло сливочное - мой табак (ешь масло). Если сторона жениху отказывает, то масло забирают назад. По некоторым данным были случаи, когда невеста присутствовала на сватовстве. Повторного сватовства не было. На Совет и на Сговор не собирались. О калыме кто-то поднимал вопрос, кто-то нет. Калым выплачивали, кто сколько сможет. Калым должны были заплатить до свадьбы. Обычно количество определял самый младший.

Раньше жених невесту не видел, пока свадьба не пройдёт, такой закон. Жених участвовал в застолье, а невеста с девками прячется в том же доме, пока спать время не подошло. Вместе жених и невеста в первый день свадьбы не выходили. В первый день свадьбы гостей принимала сторона невесты. Подарки начинали дарить почти сразу, но кроме этого каждый должен был поставить на стол водку и положить денег кто сколько может. На свадьбе обязательно должна присутствовать стряпня: чак-чак, баурсак (хворост), масло сливочное. Готовили только родственники.

Никах - благословение Аллаха на совместную жизнь жениха и невесты. Проводится либо перед свадьбой, либо в первый день гуляний. Обязательно в доме невесты. Собираются на Никах старики, уважаемые люди деревни, родители жениха и невесты. Специально приглашается мулла. Обычно мужа проверяли: хорошим ли он будет мужем. Давали в руки топор и заставляли расколоть. Если получалось быстро и сразу, значит, будет хорошим мужем. А для невесты разбрасывали деньги, и все девушки собирали, но невеста должна была собрать первой как можно больше.
Обычно за новобрачными (яна кушелганпар) подсматривали и, если у них ничего не было, их ругали и проверяли простынь. После брачной ночи готовили баню для молодых (интовляр, яшляр). Для тех, кто готовил баню, жених и невеста оставляли деньги под мылом. Баня проводилась у невесты в доме. Это так называемый обряд очищения. На второй день (кун) жене обвязывали голову полотенцем. Если девушка оказывалась нечестной, то её таскали за волосы по деревне и мазали забор (ворота - копка).

На свадьбе проводились разного рода игры, в частности самой национальной игрой является стрельба в ложки. Выстрел - отэрга, ружьё - млтк. Маленькую деревянную ложку подвешивали на высокий столб. Кто попадал, тот получал подарок, в основном это была водка. Церемония переезда новобрачных проходила раздельно. Сначала жених, потом ехала невеста. Чинили всякие препятствия: останавливали брёвнами, верёвками, брали выкуп. Огонь на свадьбе - знак того, чтобы в доме было тихо и спокойно. "Туй киты" - "свадьба уехала" - определение переезда молодых в дом жениха. Молодые забирали с собой все подарки. У невесты был сундук с приданым, который перевозила к жениху. Были случаи, когда жених с невестой ехали вместе. Была специальная повозка или сани, коней украшали разноцветными лентами. В повозке ехал сват, жених, невеста и свидетели (дуслара). Переезд молодых должен был быть обязательным. Родители невесты на второй день не ездили, оставались дома, закон такой. Их приглашали позже через 3-7 дней.

К смешанным бракам относились нормально. Но если есть возможность выйти замуж за татарина или жениться на татарке, они не теряли её. Бывали случаи, даже чаще всего, что молодожёны оказывались из разных деревень и не знали о предстоящей свадьбе, за них решала либо деревня, либо родители. Не исключаются случаи грабежа. На запряжённых лошадях подкарауливали девку, увозили, чтобы не нашёл отец. Жили, затаившись, пока всё успокоится. После кражи могли свадьбу и не играть. Девка могла и ничего не знать, что её караулят. Бывало, что девки убегали к жениху в дом, если вдруг родители были против женитьбы из-за бедности или репутации. Пожив с недельку, приходят молодые вместе с родителями к отцу и матери девки благословления просить, никах делать. Родители могли и отказать - без свадьбы жили.

На основании полученной и проанализированной информации, можно сделать вывод, что свадебная обрядность имеет много ступеней развития, что переживает влияние времени и взглядов людей на жизнь. Как мы уже видели, насколько отличается свадьба бедных и богатых. Но объединяет их одно, их движет любовь к вечному и прекрасному, любовь к детям. Изначально они выполняют какие-то обряды, чтобы жизнь была лёгкой, спокойной и без ссор. Несмотря на унификацию свадебной обрядности сибирских татар, мы наблюдали остатки традиционных элементов свадебной обрядности.

СКОТОВОДСТВО

Информация по теме "Скотоводство" была собрана в двух сёлах: Качуково и Усть-Тамак. По данным информаторов хозяйство двора включает в себя огород и скотину. В каждой семье содержится примерно 2-3 коровы, 20-30 кур и гусей. Не во всех семьях выращивают свиней. Это связывают с традицией: старики стараются следовать традиции и не едят свинину. Удалось выявить татарские термины домашних животных: лошадь - от, корова - сэир, курица - таук.

По собранному материалу можно узнать о содержании коров.

В середине мая коров выпускают в деревенское стадо. Сроки выхода на пастбище определяются по тому, какая стоит погода. Пасутся в поле коровы до 1 сентября - 20 октября. Известно, что в селе Качуково одно стадо "частников" и одно колхозное. Пасутся вместе и взрослый скот, и молодняк. Старая корова - оло. Молодая корова - яшь.

Выгоняют скот в 8 часов утра. Выяснилось, что раньше выгоняли в 5 часов утра. Причину видят в том, что молодёжь "любит поспать". Вечером коровы возвращаются в 20:00. В стаде более 200 голов. Пастбища располагаются недалеко от деревни, в пойме, за рекой Ушайра на сенокосных площадях в 2-5 км от деревни.

На сенокос (пчанык) отправляется вся семья. Еду на сенокос берут из дома (обычно забивают овечку), приносят с собой молочные продукты. На сенокосе используется лошадь для перевозки сена. Как выяснилось, чтобы прокормить 1 корову необходимо 30 копен в год. Для прокормки лошади 50-60 копен. По словам информатора, с 1958-1966 гг. сенокос затапливало. Ездили на покос за 60 км в деревню Финны Знаменского района. Известно, что раньше был старшина деревни (во время войны). Выделялись паи по потребности (в зависимости от количества скота) - 25 центнеров на голову. Грива лошади - отъелы. Стога буксируют тракторами. У кого нет - лошадь, сани. Считается, что лучше перевозить на коне - так "дешевле".

По сведениям, полученным у информаторов, удалось узнать название пастбищ: Большой Тауш, Малый Тауш и Марьинпай (по фамилии русского крестьянина, который косил до революции себе сено для скота). Сыерлар кутаторган ер - земля, где пасут коров. Пастбище часто меняют - по 5-6 раз в день. Инструментами для выпаса скота служат хлыст из сыромятины и бич. Всё это изготавливают сами.
Овец не пасут. И зимой, и летом их содержат вместе в одном закрытом хлеву. Чистят этот хлев каждый день. В открытом загоне овец держать плохо, тогда они, по словам информатора, "сильно орут". Но летом их всё же выпускают вместе с телятами на улицу.

Как выяснилось, существует 2 вида забоя: крестьянский, когда мясо рубится на всякие мелкие куски, и производственный, когда туша разрубается на большие 4 части. Причинами забоя лошади могут послужить, по словам информаторов, болезни. Держать больше становится невыгодно, т.к. много уходит на корм. Если рубят для себя, то отрубают ноги, рёбра, грудинку, туловище. Зимой хранят в снегу - чтобы не выветривалось мясо, замораживают, складывают в мешки, вялят.

По данным, подтверждённым многими информаторами, основным сроком забоя является осень. Разделывают обычно зимой. Скотину выводят во двор и примерно с 5 м стреляют в голову из ружья - это проще и безопасней. Когда бык падает, ему перерезают горло ножом, кладут тушу на позвоночник - так удобнее обдирать. Обдирать начинают с ног. Передние ноги обрезают вдоль к брюху. Вскрывают грудину, вынимая внутренности, обрубают ляжки.

На крупном рогатом скоте многие жители Качуково и Усть-Тамака делают метки. Метка выполняется в виде серьги. В левом ухе телёнка алюминиевой проволокой делают дырку и сворачивают проволоку, чтобы не сваливалась. Потом ухо телёнка смазывают йодом. Но это конкретный пример метки, собранный у одного информатора. Могут помечать и иначе.

Доение в хозяйствах ручное. Дойка производится вечером и утром (до и после выпаса). Вечерний удой, как правило, больше утреннего: утром 3-5 л, вечером 4-5 л. Из молока производят и другие продукты: сметану (коймак), творог, масло. Сметана получается следующим образом: молоко стоит сутки в банке или кастрюле. Потом сверху ложкой снимается образовавшаяся сметана. Нижняя часть содержимого банки ставится на огонь и снимается перед закипанием. Процеживается через дуршлаг, получается творог. Если сметану взбить, то получится масло.

Кровь (кон) используется исключительно в приготовлении кровяной колбасы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически в каждом семействе изучаемых деревень занимаются скотоводством. Мясо и молоко продают - так и живут. Главным кормом скота является сено, поэтому очень важно заготовить нужное количество (для коня в среднем - 40-45 центнеров, для коровы - 20-30, для овцы - 10).

Возраст коровы определяют по телятам. Корова приносит первого телёнка в 2,5-3 года - берь бзау (первый телёнок), икэ бзау - второй телёнок, т.е. корове 3,5 года, ич бзау (корова, принёсшая 3х телят, т.о. 4 года), турт (4ый телёнок), бишь (5), олт (6), еде (7), сигэс (8), тулос (9), ун (10) бзау. После 10 телёнка корову обычно режут.
Лошадь считают по годам, а не по жеребятам, поскольку иногда кобыла остаётся нежеребой. Следует выделить следующие масти коров: Кызыл (красная), кура (чёрная) и ола (пёстрая) сэер. Масти лошадей: турэот (гнедой - красный), кураот (чёрный), акот (белый). Овца - маши, баран - бярян, ягнёнок (до 1 года, пока сам не родит) - тулягя, козёл - каджа, козлёнок - каджа бола.

РЫБОЛОВСТВО

В ходе этнографической экспедиции 2002 года, организованной Омским Государственным университетом и Омским филиалом ОИИФФ СО РАН было установлено, что в районе Качуковской сельской администрации хозяйство имеет коллективный характер, где очень важное место занимает не только скотоводство, но и охота и рыболовство. Данное место очень благоприятно для рыболовного промысла. Село Качуково стоит на небольшой речке Ушайра, рядом расположена большое количество озёр-старец, а также местные жители часто ездят на рыбалку на реку Иртыш.

В данном районе важную роль в питании населения играет продукция рыболовства, кроме того многие семьи обеспечивают себя продажей рыбы, пойманной в местных реках и озёрах.

В этих местах рыбаки ловят карасей (тобан), щуку (чурогай), лещей, чебаков (чобак), нельму (редко), карпов, окуней (опабга), линя (корабалык), стерлядь (сюрек), судака, сорожку, осетра. Рыбачат на озёрах: Камышловое, Кургалы, Сартовское, Утус, Кавинское и Имайкуль.

У местного населения удалось узнать несколько способов рыбной ловли:
Сети - (АУ) в основном покупают в Знаменке. Различаются сети на крупную и мелкую рыбу. Крупная сеть ставится на белого карася - в мае, середине-конце сентября. В мае белого карася много, потому что в это время он заходит с Иртыша. В сентябре вода на дне холодеет, и карась всплывает и идёт к берегу, где теплее вода. Мелкая сеть используется круглый год при ловле на разные виды рыбы. Сети проверяют 2 раза в день. В среднем утренний улов примерно 11 кг., вечерний примерно 3-4 кг. Сети изготавливаются из капроновых ниток и из лески. Сеть из лески более эффектна, поскольку рыба, попав в такую сеть, уже не выйдет, в то время как из капроновой может выскочить. С другой стороны, капроновые сети более прочные, потому сети из лески ставятся на мелкую и среднюю рыбу, а из капрона - на крупную. Имеется много сетей, отличающихся размерами ячей. Как правило, крупные сети ставятся весной, когда вода прибывает, вслед за ней появляется и крупная рыба. Спадать ода начинает в начале июля - ставят мелкие сети. В октябре вода становится холодной, и сети снимаются. Иногда сети не снимают, чтобы не устанавливать вновь зимой. Местное население проверяет зимой сети следующим образом. Вокруг кольев прорубают квадратные лунки, размером 60х80 см. и 60х40 см. К одному концу сети привязывают верёвку, за другой вытягивается сеть. После проверки тянется верёвка, и сеть устанавливается подо льдом вновь.

Фитили. Ими начинают пользоваться, когда вода освобождается ото льда. Они ставятся по берегам озёр в конце мая и стоят до тех пор, пока вода не начнёт спадать. Обычно вода спадает в середине июня, вслед за чем крупная рыба уходит в Иртыш. В конце сентября - начале октября вода становится холодной, и крупная рыба идёт к берегу - ставится фитиль. Фитили продолжают стоять до сильных морозов, примерно до конца октября. Проверяются вечером, обычный улов составляет 1 кг. рыбы, и утром - 3-3,5 кг. Сам фитиль представляет собой несколько алюминиевых колец, обтянутых сетью, сужающиеся на одном конце и расширяющиеся на другом. Внутри на каждом кольце есть дополнительный внутренний вход, сужающийся к узкому концу инвентаря.

Котцы (керма) ставятся в феврале. Щит ставится в конце октября - когда озеро покрывается льдом. Он представляет собой прямоугольную деревянную перегородку, закреплённую в речном дне возле берега. Собственно котцы - это связки деревянных жердей, установленных в форме восьмёрки с двух сторон от щита, причём щит проходит через её середину. Со стороны восьмёрки, обращённой к берегу, жерди (котцы, керме) не соединяются со щитом, образуя проход для рыбы. Котцы устанавливаются в начале февраля. К концу января - началу февраля озеро "душится", "загорается",- вода подо льдом становится протухшей и рыба идёт в котцы, поскольку они свободны ото льда, и соответственно вода в них свежая. Войдя в узкий проход котца, рыба, за некоторым исключением, не в состоянии из него выйти. Рыболов просто черпает её оттуда ведром или сачком (сэска).

В конце февраля котцы снимаются, поскольку рыба уходит в ямы и на ключи. Местоположение ключа определяется следующим образом: рыболов идёт вдоль берега и прощупывает лёд ломом,- если в некотором месте озера лом будет легко проваливаться, значит здесь находится ключ. Рыболов при помощи лома и лопаты прочищает ото льда поверхность ключа. Рыба вылавливается сачком. За один раз можно выловить 3-4 мешка рыбы.

Самоловы - орудие, предназначенное для лова крупной рыбы (осетра, судака). Представляют собой большой крюк, длиной 10 см., к которому прикрепляется поплавок из пенопласта. Крюки прикрепляются с интервалом 30 см. к шнуру длиной 40 м. Провод опускается на дно реки вдоль течения. Поплавки поднимаются на 20-30 см. от дна. Крупная рыба, заметив белый поплавок, начинает играть с ним, и непроизвольно насаживается на крюк какой-либо частью тела, в основном хвостом. Один местный рыбак поймал в 2001 году на самолов осетра массой более 20 кг.
Острога (чачкэ) - представляет собой палку длиной около 3 метров, на конце которой укрепляются 5-7 металлических зубьев. Используется осенью - когда вода становится холодной. Острогой промышляют преимущественно белого карася и щуку. Ловля происходит с ловли, возле берега, только ночью, когда рыба становится к берегу отдыхать. Необходимо освещать воду (например, деревянным факелом). Важное условие - не должно быть ветра, иначе из-за зыби не будет видна рыба. Рыболов видит в воде неподвижную спящую рыбу и бьёт ей острогой. За 3 часа такого лова можно наловить примерно 1,5 мешка рыбы, это примерно 50 кг.

Запоры. Сейчас мало используются местным населением, потому что нет необходимости в таком большом количестве рыбы. Запор перегораживает реку. Поперёк реки ставят столбы. На них прикрепляется перекладина. На неё наклоняются установленные на дне реки жерди. Жерди покрываются мержой, нижний конец которой прикрепляется к цепи, лежащей поперёк реки от одного берега до другого. Мержа - что-то наподобие сети. Река оказывается перегороженной. Рыбаки идут с бреднем, растянутым на всю ширину реки, к мерже - вся рыба оказывается пойманной. В целом размер улова зависит от погоды: если тепло, то рыба находится на поверхности, следовательно, улов будет большой; если же холодно, то рыба идёт ко дну и улов сокращается. Хороший дневной улов составляет от ведра до нескольких мешков.

Подлёдный лов. Осуществляется сетями. Начинается, когда лёд на озере станет крепким. Сеть устанавливается следующим образом. По ширине озера пробиваются лунки. Через них припускается деревянная жердь длиной 7-8 метров, к которой привязывают шнур. Он протягивается до противоположного берега. К одному концу его привязывается сеть, за другой тянут. Так сеть протягивается подо льдом от одного берега до другого (как правило, озеро перекрывают две сети). После этого шнур вытягивается. Проверка сети осуществляется утром в 11-12 часов с помощником. У берега прорубается лунка, к сети привязывается шнур, сеть вытягивается. Один тянет сеть, другой снимает рыбу. Зимой проверка сети осуществляется только утром. Обычный дневной улов примерно 11 кг. рыбы. После проверки сеть устанавливается вновь указанным выше способом.

Женский и детский труд используется преимущественно зимой во время подводного лова как вспомогательный. Кроме того, женщина разделывает рыбу. Чистка и разделка осуществляется в ломе.

Вот несколько способов приготовления рыбы местными жителями. Некоторую рыбу, например, стерлядку, едят сырой. Её посыпают солью, луком и едят. Или заворачивают стерлядь в газету, поджигают и как только газета сгорит - рыба готова.
Вяление рыбы. Сначала рыбу выдерживают в рассоле не менее 9-12 суток. Рыба укладывается слоями с солью: рыба/соль/рыба/соль… потом это укладывается под пресс. Когда достают из рассола рыбу, споласкивают и вывешивают в тёплом, хорошо проветриваемом месте. Вывешивать лучше вечером, когда мухи спят. За ночь рыба покрывается жиром, и муха уже не может отложить в неё яйца.

Копчение: различается горячее и холодное копчение.

Рыболовство на сегодняшний день играет, можно сказать, главнейшую роль в жизни местного населения. Продукты рыболовства составляют большую часть рациона питания всех местных жителей. В рыболовстве сохраняются традиции (котцы), но появляются новации (покупные сети- "китайки", самоловы- придуманы браконьерами). Сохраняются также старые способы приготовления рыбы.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД (представления о душе, нахождение покойника в доме)

Информация по теме отчёта была собрана в с. Качуково и д. Усть-Тамак Знаменского района Омской области. Национальная принадлежность информирующих людей - татары (мишари, туралы, казанские и сибирские). Возраст опрошенных от 25 до 80 лет.

Как удалось выяснить в ходе экспедиции, большинство татар - это верующие, но многие из этих людей просто-напросто не могут объяснить, во что они верят. По религиозным представлениям татар, загробный мир - это совершенно иной мир, устрашающий кого-то своей неизвестностью или наоборот успокаивающий надеждами на лучшую райскую жизнь. Загробный мир представляет собой царство двух миров: рая (учжимак, эчмок) и ада (тамух, тамукт, тамук). Душа умершего (зён, арвах) перед тем, как попасть в ад или рай должна предстать перед богом Аллахом (хэдой) и отчитаться за все свои земные грехи (ёзэк), поэтому умершего хоронят с молитвой на груди (яваплама, джаваплама), со своего рода "проходным билетом" в загробную жизнь, с ответами на вопросы Аллаха и мольбами за спасение. Судьбу души умершего решает только Аллах. 40 дней эта душа мечется между небом и землёй, прощается с родственниками. Только после 40 дней она находит себе место.

Духи мёртвых также, как и живые люди (кэшэляр), могут быть бодрыми и злыми (шайтан). Одни приносят несчастье и смерть (улеу), другие- являются во сне с добрым советом. Мёртвые наблюдают за живыми сверху, они всё видят, помнят все обиды, причинённые им на земле, мстят или наоборот вознаграждают, помогают, отдавая долг своим доброжелателям на земле. Поэтому покойника стараются похоронить, строго соблюдая все обряды, чтобы он остался доволен и душа его не причиняла вреда. Но, проанализировав информацию, нужно заметить, что большинство татар боятся душ умерших и мысли об этом наполнены страхом.
По мусульманскому обычаю покойник (улек майык) должен находится в доме (эй, эйу) один день и похоронить его должны утром до 12 часов на следующий день после смерти. Но если родственники собрались не все, то ждут ровно три дня. Когда покойник находиться в доме, ворота (копка), шторы, двери - всё должно быть открыто, чтобы все желающие (и родственники (туганн нар) и чужие (ётлар)) могли попрощаться с умершим. Из дома обязательно выгоняется кошка, если она есть, чтобы душа умершего не переселилась в животное. У женщин (хотэн) на голове (бош) должен быть платок (явлэк), прячущий волосы, чтобы душа не спряталась в волосах. Покойник до омовения лежит на кровати в нижнем белье (ахерат кульмагэ), накрытый белым саваном (кафен). На его грудь кладётся нож (пэчаг) и соль: соль, чтобы грудь покойника не вздувалась, а нож - для отпугивания нечистой силы. Под кровать ставят ведро с известью (летом) или снегом (зимой), чтобы в доме не было запаха (ес). После смерти, рядом с покойником обязательно должен кто-то находиться, охранять его душу, чтобы он не превратился в злого духа. Покойника нельзя покидать ни на минуту и ночью (тун), так как он в любую минуту может передумать и вернуться обратно. В доме постоянно должен гореть свет; все зеркала, фотографии, картины, телевизор должны быть занавешены тряпками. В доме, где лежит покойник нельзя смеяться и плакать, разговаривать нужно вполголоса.

Беременным женщинам навещать и смотреть на покойника нежелательно, иначе родиться мёртвый ребёнок (бола). Считается плохой приметой, если человек (кэше) умер с открытыми глазами (куз), это значит, что он не увидел кого-то из своих родственников. В одних случаях, по данным собранной информации глаза закрываются монетами, в других - этого не делается. Сидящие ночью с покойником люди читают молитву, перебирая чётки (тесбе).

Утром до 12 часов мужчины копают могилу на кладбище (музарат). А в это же время в доме идёт процесс омовения покойника. В обмывании (евар) участвуют не менее 4 человек (по другим данным - три), преимущественно старческого возраста (ящ). У мусульман обычно в деревне (аул) это одни и те же люди. Женщин моют только женщины, а мужчин - мужчины. При обмывании может участвовать один или несколько желающих близких родственников в помощь. Покойника кладут на специальную доску - корыто (тактоляр), которая служит не только для обмывания, но и для переноса тела до места захоронения (мазарат). Такая доска (корыто) имеет с одной стороны дна отверстие (тищек) для стекания воды, а под это отверстие ставится ванночка (ошлау), в которую стекает вода. Корыто приносится с кладбища в дом, где лежит покойник. После захоронения тела доска оставляется на мазарате в специально отведённом месте- сарайчике (кура), своего рода склепе. Переносная доска напоминает лодку (кима), ладью, на которой умерший как бы плывёт в свой новый дом.

Покойника обмывают за 1,5-2 часа до захоронения. С него снимается вся одежда, раздевают его те, кто моет. Вещи (айбэр) умершего, по желанию родственников, могут быть выброшены, сожжены или просто постираны и сложены в шкаф, а могут и раздаться в качестве милостыни (хаира), но если одежда запачкана кровью, её сжигают.

С этого момента начинается процесс одевания. "Костюм" (саван) покойника состоит из трёх частей: две из них имеют одинаковое название - кота, а третья - ичкегульнак. На доску для переноса стелят первую часть "костюма" - кота савана (кофенник): она представляет собой прямоугольный кусок белой материи: по длине он должен быть такой, чтобы можно было завязать сверху и снизу, а по ширине - чтобы обмотать в один оборот человека. Поверх первой части (кота) кладётся вторая часть савана, называемая также - кота. По ширине она равна 1 части, а по длине короче, должна быть до колен покойника. На умершего человека одевают третью часть савана - ичкегульнак - это сложенный пополам кусок материи с отверстием для головы, причём бока остаются несшитыми (по другой версии, если человек широкий, бока сшиваются, причём новыми нитками, иголками и левой рукой; иголки и нитки после сжигаются). Покойника аккуратно переносят с корыта на доску для переноса на музарат. Некоторое время голова его остаётся открытой, мулла читает молитвы, родственники прощаются в последний раз.

Когда приходит "гонец" с кладбища и сообщает, что яма готова, покойника заворачивают. Сначала обматывают второй частью савана, которая до колен, а затем первой самой большой. После этого саван с покойником перевязывается в трёх местах: над головой, на талии и в нижней части ног. В таком виде покойника понесут на мазарат, где и развяжут. Умершей женщине на голову одевается платок, который не завязывается на затылке, а волосы делятся на два локона и выпускаются на грудь, чтобы женщина предстала перед Аллахом в прикрытом виде. Мужчине на лоб кладут чалму (тот).

После того, как покойник полностью приготовлен к выносу, его выносят.
Таким образом, на основе полученной и проанализированной информации можно сделать некоторые выводы и составить общее представление по теме погребального обряда (представления о душе и нахождении покойника в доме).

Погребальный обряд (именно та его часть, которая описана в данном отчёте) представляет собой синтез мусульманских и немусульманских традиций. К мусульманским относятся, главным образом, присутствие в обряде муллы и чтение им Корана, чтение молитв с перебором чёток теми, кто постоянно находится рядом с покойником в доме и др. Немусульманскими чертами является боязнь покойника, наличие вместо одной души двух, т.е. представление о множественности душ, запреты, связанные с беременными женщинами и детьми.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД (захоронение и поминки)

Обычно хоронят человека на следующий день после смерти до 12 часов. Если же родственники собрались не все, то ждут ровно 3 дня, т.к. обязательно должны все попрощаться с умершим. Доски, на которых везут покойника по-татарски называются такта. Есть версия, что он называются тактоляр. Эти доски привозят с кладбища в дом, где лежит покойник. После захоронения эта доска остаётся на кладбище в специальном сарайчике (кура). Есть версия, что этот сарайчик называют урэн. Там же лежат лопаты для тех кто копает могилу. Этих людей по-татарски называют косилар. Обычно копают могилу молодые люди, родственникам копать нельзя. В д. Качуково говорят, что могилу копают не более 6 человек, а в д. Усть-Тамак есть версия, что могилу копают все желающие, их число доходит до 30 человек. Их там называют кабер ильлар козилар. Старый человек обычно показывает как копать могилу, в этом процессе может участвовать мулла. Когда копают могилу, то делают небольшой подкоп в 20 см. в левую сторону. Женщинам подкоп делают глубже (почему, информатор не знает). В могиле стоят 3 человека, когда они устанут, их могут заменить другие. Это происходит так: когда человек устаёт, он молча кладёт лопату, а другой человек становится на его место.

Есть версия, что кладбище по-татарски называется зиарат. Также его называют мазарат. Курить, плеваться на кладбище нельзя. Когда могилу докопали, посылают одного человека, чтобы он всех предупредил об этом. Покойника перед выносом из дома кладут в ящик и накрывают специальным покрывалом из плюща (чопрок). Это покрывало заготавливают специально "на смерть". Обычно оно тёмное (синего или зелёного цвета). Также человек заранее готовит полотенца 6м. (сэрьгэ). Это обыкновенные полотенца, на них спускают покойника в яму. Потом эти полотенца отдают тем, кто роет могилу. Человека выносят из дома головой вперёд, а уже у кладбища разворачивают головой вперёд. В Усть-Тамаке информатор рассказывал, что выносят человека ногами вперёд, а уже из ограды головой вперёд (чтобы деревню посмотрел в последний раз). Ящик с покойником выносят мужчины на специальных носилках, держась за выступающие ручки. Покойного могут нести как 4, так и 6 человек, всё зависит от габаритов умершего. И ящик и носилки сделаны из дерева (агаи) (это может быть как осина, так и сосна). Также в ограде ставят 2 стула, на них кладут ящик с покойником, и все прощаются с ним. Дверь всё время открыта. Когда все попрощались с покойным, процессия двигается в сторону кладбища. Если мужчины устают нести носилки, они молча опускают их и меняются местами. За ящиком с покойным идут все родственники и друзья. Женщинам можно идти только до ворот кладбища. Дорогу похоронной процессии нельзя пересекать. Идут к кладбищу только по прямой дороге. Беременным женщинам нельзя показывать покойника и идти провожать его. Детям можно идти в похоронной процессии. Человека в могилу спускают на 3х полотенцах.

В Усть-Тамаке рассказали, что ящик, в котором привозят покойника, имеет откидывающиеся бортики. Когда уже умершего спустили в могилу, сверху кладут доски (под углом), а на них рубероид или солому. Обычно милостыню раздают сразу после погребения на кладбище. Мулле милостыню (уаир) заворачивают в тряпочку. Обычно ему дают больше (10р.). Есть версия, что после захоронения на кладбище никого не остаётся, также говорят, что там остаётся мулла и читает молитвы.
После того как вышли за пределы кладбища оглядываться нельзя. По приходу в дом родственники топят баню, чтобы все те, кто участвовал в похоронах, помылись.
Хоронят человека лицом к восходу солнца. Хоронят обычно рядом с родственниками. Завещание не составляется, обычно учитывается предсмертное пожелание человека.

В Усть-Тамаке могилу называют кабер. В могилу никаких предметов не кладут. Раньше до похорон нельзя было кушать 3 дня. Свет в доме должен гореть 40 дней. Милостыню раздают тем, кто мыл покойника, стирал его одежду, копал могилу, им раздают новую одежду (носки, платки, платья). Считается, что это нужно для того, чтобы покойник на том свете голым не ходил. Траур женщины носят только в день похорон. Если человек часто снится, то приглашают муллу и он читает молитву на то место, где умер человек. Молитва по-татарски ёсн. Также каждый четверг дают милостыню старухам и мулле. Считается, если умер хороший человек, то его душа попадает в рай (оимох). В ад (тамукт) же попадают грешные люди. Ад по их представлению - это такое место, где много огня, в котле варятся грешные души умерших.

Таким образом, в погребальном обряде сибирских татар прослеживаются существенные различия. В Усть-Тамаке более крепки домусульманские традиции, такие как: нельзя ходить по деревне, когда умер человек, считалось, что его дух (арвах) ходит по деревни. Когда покойник лежит в доме, ему на грудь кладут нож и соль, чтобы человек не опухал и т.д. Когда умирает человек и у него открыты глаза - это значит, что он кого-то не увидел перед смертью (в Усть-Тамаке в этом случае не принято класть монетки на глаза умершему, а в Качуково это делают). В настоящее время мусульманские традиции сосуществуют с домусульманским пластом верований: на похороны обязательно приглашают муллу, человека стараются похоронить в день смерти до 12:00, перед одеванием умершего обязательно моют и одевают обязательно в белый саван. Как в Качуково, так и в Усть-Тамаке беременным женщинам нельзя смотреть на покойника и идти в похоронной процессии. В д. Качуково, когда крутят покойника (мужчину), ему на голову кладут полоску, а в д. Усть-Тамак просто чалму (тот). Как в Качуково. Так и в Усть-Тамаке курицу на поминки рубить нельзя, т.к. она считается грязным животным (поцарапает могилу покойнику).

ТАТАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ

За время этнографической экспедиции были исследованы три татарских кладбища: села Качуково, деревни Малая Кова и Усть-Тамак. Кладбище села Качуково находится на северо-востоке поселения. Оно расположено в той части деревни, которую называют "нахаловной". Кладбище имеет неправильную под прямоугольную форму. Северо-восточная часть кладбища расположена на террасе реки Ушайры. Юго-восточная сторона находится в 20 метрах от реки, которая огибает кладбище с северо-восточной и юго-восточной сторон. С северо-западной стороны расположены хозяйственные постройки. В 30 метрах от северо-западной стороны расположены идёт дорога в "нахаловку". Юго-западная сторона в 300 метрах от священного места (старый мазарат). Размеры кладбища северо-восточной стороны 110 м, северо-западной 100м, юго-западной 90 м, юго-восточной 120 м. Вход расположен на северо-западной стороне кладбища. Стороны, кроме северо-восточной, обнесены забором из штакетника, который обвален с юго-восточной стороны. На территории кладбища есть ров, который расположен вдоль северо-западной и юго-восточной сторон. На северо-восточной стороне кладбища был обнаружен археологический памятник, фрагменты керамики и каменное орудие. Позволяют предварительно отнести его к периоду неолита - ранней бронзе.
Кладбище деревни Малая Кова расположено в 35 м к северу-востоку от огородов деревни. От деревни кладбище отделяет малоезженая дорога. По периметру кладбище огорожено забором и штакетником. На северной и северо-восточной стороне видны следы рва с валом. Кладбище поросло по периметру лиственным лесом: берёза, тополь, черёмуха, боярышник. В центральной части кладбища растут 3 кедра, 3 сосны. Центральная часть кладбища поросла дикой талиной и шиповником. Вход зафиксирован на северо-востоке кладбища. На западной оконечности имеется тропа вглубь кладбища, которая начинается от места, где отсутствует забор. На территории кладбища зафиксировано 2 анклава погребения, оставленных русским, татарским населением. Местные жители указывают, что кладбище было татарским до 1941 года, когда на нём похоронили русского человека. И с тех пор хоронили русских, но отдельно. Скопление русских погребений сосредоточено в северо-восточной части кладбища. Анклав погребений татар вытянут дугой около южной и западной стен комплекса. К этому анклаву с запада ведёт тропа.

В отличие от двух предыдущих захоронений кладбище деревни Усть-Тамак находится на удалении около 1,5 км в юго-восточном направлении. Кладбище отделяет от деревни болото. Само кладбище находится в густом массиве, северная часть которого находится на террасе, которая возвышается над болотом с севера и запада. Кладбище отделяет дорога, которая ведёт на покосы. На юго-восточной оконечности начинается малоезженая дорога, уходящая вглубь леса. Она является южной границей кладбища. В западной части кладбища находится анклав, который находится на северо-западном углу почти на краю террасы, и на удалении 15-20 м от анклава проходит дугообразный ров с запада на север с перемычкой в юго-восточном углу.

Было высказано предположение, что ров остался от древних поселений, но, возможно, это место было старым кладбищем. По периметру анклава много провалов, которые не соответствуют могильным ямам. Это может являться остатками поселения железного века, а ров использовался как охранное сооружение. По словам местного населения, анклав - заброшенный участок, однако давность одного из срубов не превышает 10-15 лет. Последняя датировка дана 1985 годом. Основная часть кладбища находится, по предположению, на месте средневекового могильника. В качестве подтверждения этой версии можно привести многочисленные всхолмления и провалы. Ограда кладбища не зафиксирована, что довольно необычно. Остатки рва по периметру также не просматриваются.

Территория кладбища поросла густой травой и кустарником. По периметру кладбища наблюдается густая поросль леса, хвойных и лиственных пород (сосна, кедр, берёза, осина). Основная масса захоронений расположена в южной и северной частях, в центре захоронений не обнаружено. Особенностью данного могильника, в отличие от 2-х предыдущих, является расположение могил группами на достаточно большом удалении друг от друга. Существует предположение, что группы могил расположены соответственно родственным связям, хотя прямых доказательств нет. Общей чертой могильных сооружений является присутствие металлических оград, оград из штакетника и срубов нескольких видов. На всех 3-х кладбищах обнаружены решётчатые срубы пирамидальной формы. На Качуковском кладбище, в отличие от 2-х других кладбищ, на многих срубах зафиксированы надписи с фамилией умершего. На Качуковском и Усть-Тамакском кладбищах зафиксированы плотные срубы. В Малой Кове зафиксирован сруб с косыми спилами на торцах.

На всех 3-х кладбищах обнаружены надмогильные сооружения абсолютно идентичные найденным на кладбище в деревне Берняжки 1994 года. В центре кладбища обнаружены необычно крупные металлические сооружения с солярной символикой. Обнаружен также холм №37 без ограды, что необычно. В западной части холма посажен куст черёмухи, с северной, восточной и южной сторон холма приставлены таз и вёдра, пришедшие в негодность.

Таким образом, рассмотрев 3 кладбища, можно сделать вывод, что наиболее типичным из 3-х является кладбище деревни Качуково, где присутствуют практически все характерные атрибуты, как то: ограда, ров, вал и избушка. Кладбище деревни Усть-Тамак находится на достаточном удалении от деревни и имеет естественные ограждения (болото, терраса, лес). Кладбище деревни Малая Кова синтезное, там не обнаружена характерная для татарских кладбищ избушка. Чётко просматривается связь в локальной традиции изготовления срубов. Деревня Усть-Тамак (кладбище) отличается срубами больших размеров. На всех кладбищах присутствуют металлические ограды и обелиски с фотографиями и надписями, что является следствием влияния русского населения. На кладбищах деревень Усть-Тамак и Качуково, в отличие от деревни Малая Кова, зафиксированы необычно высокие могильные холмы (до 100 см), что возможно свидетельствует об устройстве могильной камеры, отличном от традиционного подбойного.

© Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ, 2002 г.

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016