123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Записки этнографички | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
Хроника 2002 | Научные результаты
Русские | Сибирские татары | Сибирские немцы


Работы проводились при финансовой поддержке ФЦП "Интеграция",
проекты Э0136, Э0137

НЕМЦЫ СИБИРИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИИ 2002 Г.

Немецкий отряд

Место дислокации отряда - с. Замелетеновка Любинского района Омской области.

Сроки работ - с 10 июля по 30 июля 2002 г.

Состав участников: начальник отряда - доцент кафедры этнографии и музееведения к.и.н. Т.Б. Смирнова, аспирант кафедры этнографии и музееведения И.Н. Чернова, 7 студентов первого курса, проходившие этнографическую практику, 10 студентов старших курсов исторического факультета ОмГУ, специализирующихся по этнографии.

Цель работ - изучение этнической истории, культуры и быта немецкого населения Среднего Прииртышья. Исследование традиционной и современной культуры сибирских немцев, межнациональных отношений. В ходе полевых работ студенты должны были собрать материал для написания дипломных и курсовых работ.

Задачи: 1) учебно-методические

а) выполнение студентами первого курса программы этнографической практики, формирование навыков полевой работы, знакомство с методами сбора и первичной обработки полевых этнографических материалов;

б) дальнейшая подготовка студентов старших курсов, сбор этнографических материалов по темам курсовых и дипломных работ, начальная подготовка в области организации экспедиционных исследований.

2) научная - сбор, научная обработка и анализ этнографических материалов по темам:

а) история населенных пунктов;

б) хозяйство и материальная культура;

в) календарная обрядность;

г) семейная обрядность;

д) современные этнические процессы;

е) религия и межконфессиональное взаимодействие.

1. Выполнение учебно-методических задач. Перед выездом в экспедицию были проведены следующие мероприятия: занятия со студентами первого курса, на которых они были ознакомлены с программой этнографической практики, вопросниками по отдельным темам сбора материалов, анкетами и опросными листами. Был проведен инструктаж по заполнению документов (полевая опись, коллекционная опись, фотоопись, тематическая карточка, выписки из похозяйственных книг и т.д.). Были прочитаны лекции об основных этапах этнической истории российских немцев с целью знакомства студентов с такими явлениями, как депортация, спецпоселения, трудовая армия, с конфессиональным составом немцев, поскольку отсутствие знаний о специфике развития этнической общности российских немцев в Сибири осложняет работу в полевых условиях. Студенты были ознакомлены с основными методами сбора полевых этнографических материалов (непосредственное наблюдение, опрос, анкетирование). Студентами старших курсов перед началом экспедиции были разработаны индивидуальные программы сбора материалов по темам курсовых и дипломных работ. По окончании экспедиции студентами были подготовлены тематические отчеты, с которыми они выступили на студенческой конференции.


2. Выполнение научных задач.


ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

В этом году объектом исследования стало место компактного проживания немцев в Любинском районе Омской области, в деревнях Замелетеновка, Бабайловка, Масляновка, Помогаевка, Беляевка, Филатовка, Тарлык, Смоляновка.
Немецкие населенные пункты в этом районе были основаны в начале ХХ в. Особенностью расселения немцев в данном районе было то, что немцы селились хуторами, которые состояли из одной или нескольких семей. В период коллективизации хуторская система расселения была ликвидирована, на месте хуторов были образованы села и деревни.

Деревня Бабайловка была основана в 1934 г. Борисом Бабайловым, до этого времени на данном месте существовали разрозненные хутора поселян Грабовского, Германа, Тибелиуса, Шаубарта, Унгера, Функа. Все они переселились в Сибирь в конце 80-х гг. XIX века из Саратовской, Самарской, Екатеринославской, Харьковской областей. В 1910 г. здесь находилось 18 хуторов. По вероисповеданию поселенцы были лютеранами и баптистами. Колхоз был образован в 1934 г. и объединил деревни Бабайловка, Помогаевка, Чулково, Выборновка, а затем к ним были присоединены Замелетеновка, Филатовка, Покровка. Первая школа была построена в 1948 г., до этого преподавание проходило на дому.

Деревня Помогаевка была основана швабами, переехавшими из Самарской губернии в 1907 г. На месте заимки Помогаева начали вести хозяйство Андрей Кваст, Иван Мерц, Иван Шефер. Основной причиной переселения было отсутствие свободной земли в Поволжье. В поволжских колониях существовала передельная система землевладения, земельные наделы постоянно уменьшались, потому что землю наследовали все сыновья, а не один, как, например, в южнороссийских немецких колониях. В эти годы активно действовало Переселенческое управление, которое проводило агитацию по переселению малоземельных и малоимущих крестьян в Сибирь. Немецкие колонисты сначала отправляли ходоков, которые выбирали участки для переселения. После возвращения ходоков проводилось собрание колонистов, на котором решали, сколько семей будет переселяться, и какую материальную помощь им окажет община. Кроме того, ссуду на переезд давало государство. Ехали в Сибирь по железной дороге. Участки для поселения также старались выбирать вдоль железной дороги, чтобы было удобнее торговать.
Годом рождения д. Тарлык следует считать 1908 г. Она названа в память о приволжском селе, откуда были первые переселенцы. Надельная норма земли составляла 15 десятин, но при желании можно было арендовать участок в соседней деревне.

Бывшие жители Таврической и Херсонской губернии дали начало д. Масляновка. Хотя хутора и деревни находились близко друг от друга, их жители практически не общались между собой. Преградой было разное вероисповедание. Кроме того, население Масляновки говорили на фризском диалекте, а Помогаевки - на швабском. Жители Масляновки общались с немцами из Смоляновки, где тоже проживали меннониты, а Помогаевки с населением Тавричанки, которые имели сходный диалект и религию.

Кроме поволжских немцев и меннонитов в этом районе проживают волынские немцы. История их переселения имеет свои особенности. Волынские немцы начали переселяться в Сибирь в 1880-1890-х гг. Переселенческое управление придерживалось тактики размещения переселенцев из европейской части России в Сибири в более или менее схожих природных условиях, хотя бы по ландшафту. Делалось это для того, чтобы переселенцы сохраняли привычный образ жизни и вели традиционное хозяйство. Поэтому переселенцев из поволжских и южнороссийских колоний размещали в степных южных районах Западной Сибири, а переселенцам из волынских немецких колоний выделили земельные участки гораздо севернее, в таежной зоне, в 100 км севернее г. Тары. Однако, после переселения волынских немцев в тарские урманы, оказалось, что вести привычное земледельческое хозяйство в этих местах практически невозможно из-за сильных морозов и бедных почв. Поэтому волынские немцы стали обращаться к властям с просьбой о переселении их в южные районы. В начале ХХ в. волынская группа разделилась на две части, одна из них осталась на севере, а другая переселилась на юг. На юге плотность населения была выше, свободных участков земли осталось мало, поэтому волынские немцы расселялись черезполосно с другими группами немцев, хуторами. По вероисповеданию волынские немцы являются лютеранами. Несмотря на смешанный тип расселения, волынские немцы длительное время сохраняли свои особенности культуры и диалект, поддерживали родственные связи с северной группой, оставшейся в Тарском районе.

В 1924 г. в Омской губернии начались работы по укрупнению волостей и созданию районов. Из 173 волостей был создан 31 район, в том числе Любинский, в котором было 218 населенных пунктов и две железнодорожные станции - Любинская и Драгунская. В 1928 г. началась кампания по раскулачиванию. Так как немецкие хозяйства были богатыми, зажиточными, раскулаченных среди немцев было очень много. Из раскулаченных формировались целые обозы, которые везли через Саргатку и Тару на Васюганские болота. Часть немецких семей успела продать имущество и эмигрировать в США и Канаду, в основном это были меннониты.

В начале 1930-х гг. здесь стали образовывать колхозы. Жители немецких хуторов, привыкшие вести единоличное хозяйство, вступали в колхозы последними. Имущество и земля обобществлялись, десятки домов свозились в одно место, создавались новые населенные пункты. Старожилы Замелетеновки, Филатовки, Беляевки и других деревень еще сейчас могут показать те места, где находились немецкие хутора. На их месте сохранились остатки строений, межевого деления.
Интересным является тот факт, что первые колхозы немцы пытались создать по конфессиональному признаку: в колхоз принимали только единоверцев, все хозяйственные вопросы решали на молитвенных собраниях, во главе колхозов стояли лидеры религиозных общин. Это стало возможным потому, что советская власть поначалу относилась достаточно терпимо к немецким религиозным общинам (особенно по сравнению с православной церковью) и общины католиков, лютеран, баптистов и меннонитов долгое время действовали легально. Однако, к концу 1930-х гг. и их деятельность была запрещена.

Колхозы назывались именами немецких революционеров - имени Энгельса, Розы Люксембург, Шмидта и т.д. В 1941 г. в Сибирь были депортированы немцы Поволжья. Они размещались в основном в немецких населенных пунктах. В отличие от местных немцев, они должны были отмечаться в комендатурах и не имели права никуда уезжать. В начале 1942 г. все немцы (и местные, и депортированные) были мобилизованы в трудармию. В октябре 1942 г. была проведена дополнительная мобилизация. Все мужчины от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет (кроме тех женщин, которые имели детей младше трех лет) были мобилизованы в трудармию. Жители те населенных пунктов, где проходила экспедиция, находились в лагерях Кузбасса, работали на строительстве заводов на Урале, на шахтах Казахстана, на лесозаготовках на севере области. Многие только в трудармии выучили русский язык, до этого говорили только по-немецки. После войны режим спецпоселения был введен и для местных немцев, все отмечались в комендатурах. Отменен этот режим был только в 1956 г., но депортированным немцам вернуться в Поволжье не разрешили.

Все эти события привели к тому, что немецкое население Любинского района Омской области, является смешанным по своему этническому составу. Здесь, на небольшой территории проживают потомки переселенцев "первой волны" из различных губерний европейской части России (в основном швабы и меннониты (голландские немцы), волынские немцы, переселившиеся из северных хуторов, депортированные поволжские немцы и их потомки. В последние десятилетия проходили процессы смешения между этими группами.

В последние годы многие немцы эмигрировали в Германию. По данным похозяйственных книг, в Германию выехало около 60% жителей Замелетеновки, Масляновки, Смоляновки. На место эмигрантов прибыло много вынужденных переселенцев из Казахстана, в основном это русские или смешанные немецко-русские семьи. Более или менее стабильной остается ситуация в Бабайловке, в которой сохраняется преобладание старожильческого немецкого населения и вследствие этого традиционная культура имеет достаточную сохранность.


ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Основными хозяйственными занятиями немцев были земледелие и животноводство. Основной зерновой культурой, выращиваемой немцами, была пшеница (вайц). По словам некоторых информаторов рожь раньше вообще не сеяли. Если выращивали рожь, то только озимую. Выращивали раньше кукурузу, которая по сравнению с современной была меньше, стебель ниже, початок меньше. Кукурузу (вельшкорн) привезли переселенцы с Украины. Выращивали ее много, в основном на корм лошадям и свиньям. Так же немецкие переселенцы выращивали просо (хиж), ячмень (кершт), овес (хафер). Ячмень и овес использовали в основном на корм скоту.

Картофель сажали как в поле, так и в огороде возле усадьбы. На огороде сажали морковь, лук, тыкву, чеснок, лук. Обычно на огороде была бахча, на бахче переселенцы с Украины выращивали арбузы, тыквы, кабачки. На поле сажали подсолнечник (сунроузе), из которого делали подсолнечное масло. Выращивали свеклу (рибе), из которой делали патоку. Выращивали также табак, обычно немного - полдесятины. Табак был трех сортов: турецкий, русский и немецкий. Последний сорт использовали для трубок. По словам информаторов, в материнских колониях выращивали гораздо больше разных сельскохозяйственных культур, а в Сибири это было невозможно из-за более суровых климатических условий.

Целину раньше пахали на два раза: сначала пахали безотвально (резали), а потом уже с отвалом. В Сибири пахать начинали в конце апреля - как становилось тепло, хлеб сеяли к середине мая. Несмотря на то, что сроки посевно были более поздними, чем в европейской части России, а убирали хлеб раньше, урожаи обычно были хорошими, до 20 центнеров с гектара.

Посевы обязательно пропалывались, даже пшеница. Пололи, обычно, дети с 7-8 лет, с ними отправляли одного взрослого. Когда на участке возделывались подсолнечник или картофель, земля хорошо очищалась, так как их было легче полоть, чем зерновые, кроме того, картофель еще окучивался, и земля дополнительно разрыхлялась. Поливали только огородные культуры: капусту, помидоры, огурцы и т.п.

В немецких хозяйствах использовалась сельскохозяйственная техника - сеялки, косилки, лобогрейки. Технику покупали в Омске, где до революции работал завод Рандрупа, который занимался изготовлением сельскохозяйственных машин. Технику редко покупали, чаще обменивали на зерно. Торговать ездили в Любино или в Омск.
Переселенцам разрешали везти с собой скот, но после долгого пути у многих лошади пали. Местные лошади и коровы были очень плохой породы. Поэтому немцы стали выводить новые породы скота, скрещивая между собой местные выносливые породы с высокопродуктивными породами, привезенными из материнских колоний или, даже из Германии и Голландии. Так была выведена местная "красная немецкая корова". Летом на краю села строили общий загон для лошадей, где жители села все вместе держали лошадей во время полевых работ. Коров держали для получения мяса, молока, масла. В основном эти продукты производили для собственного потребления, но могли и продавать. Поволжские немцы часто использовали в качестве тягловой силы быков.

Также были развиты промыслы: изготовление подсолнечного масла, сливочного масла и сыра на продажу, помол зерна, кузнечный промысел, изготовление черепицы. Еще до образования колхозов, некоторые немецкие хозяйства объединялись в кооперативы, в основном семейные и религиозные. Особенно это относится к меннонитам. Процессы адаптации хозяйства переселенцев к местным условиям прошли достаточно быстро. Населенные пункты, в которых проходила экспедиция, расположены очень удачно, недалеко от г. Омска, вблизи от железной дороги, поэтому произведенная в немецких хозяйствах продукция имела хороший сбыт, хозяйства носили высокотоварный характер, была развита хозяйственная специализация.

В сфере материальной культуры наибольшая специфика отмечена в жилище. Первые дома были построены из пластов земли. Эти дома были теплыми даже в суровом климате Сибири. К сожалению, они очень быстро разрушались и почти не сохранились до наших дней. В этом году экспедиции повезло: удалось отыскать "пластянку" (дом из пластов земли), построенную в 1935 г. в д. Бабайловка. В этой деревне живут старожилы, которые помнят, как строились такие дома. Дерн для возведения стен таких домов брали в лесу, вырезали лопатой пласты толщиной 10 см, шириной 50 см. Из них выкладывались стены, трава при этом не срезалась, пласты между собой ничем не скреплялись, укладывались крест накрест. В некоторых случаях сначала устанавливался деревянный каркас, в других - только столбы в углах будущего дома. Стены были толщиной около 50-55 см. Крыша покрывалась соломой. Пол в таких домах был земляным или деревянным. Наружная сторона стен обмазывалась раствором глины и мелкого унавоженного сена. Чаще всего дом имел 2 комнаты. В течение долгого времени "пластянки" оставались основным видом жилых построек в этом районе. Сохранение в течение длительного времени практики строительства земляных жилищ в этом районе обусловлено, по-видимому, отсутствием здесь других строительных материалов, а именно леса в необходимом количестве и глины для изготовления саманных кирпичей.

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Структура календарной обрядности обследованной группы немцев является традиционной для немецкого населения Сибири в целом. Любимым праздником немцев считается Рождество (Weihnacht). Рождество празднуется 25 декабря. Подготовку к Рождеству начинают заранее, стараясь закончить все работы по дому. В праздник же любой вид трудовой деятельности запрещен. Для празднования Рождества вся семья должна собраться вместе. В доме ставится елка, которую украшают игрушками, сластями, свечами или гирляндами огней. Елка стоит в доме до старого Нового года (14 января). Кроме того, жилище украшается распустившимися зелеными ветками лиственных деревьев, которые заранее в начале декабря (на Святую Варвару) ставятся в воду. В рождественский вечер вся семья садится за праздничный стол, украшенный свечами. По поверью, если святой ужин (heilige Mahl) будет обильным и сытным, то таким же будет и весь следующий год. К рождественскому столу подают свинину или свиные колбасы, т.к. считается, что свинья приносит счастье. К Рождеству также специально откармливают гуся, подают его фаршированными яблоками или капустой. Капуста считается целебным средством. По поверьям, тот, кто ест кислую капусту в Рождество, весь год будет здоровым. Также готовят много изделий из теста "кухе".

Одним из непременных элементов празднования Рождества является хождение ряженых по деревне. Главные персонажи - Крискинде и Пельцникель. Крискинде - это девочка или девушка в белой одежде, лицо которой закрыто платком, марлей, сейчас иногда на голову надевают светлый чулок.

Пельцникель одет в вывернутую наизнанку шубу, обвешан цепями и другими металлическими предметами. Его лицо измазано сажей или в черной маске, либо раскрашено до неузнаваемости. Волынские немцы называют Пельцникеля "Пельцебок" (буквально - "бык в шкуре") и прикрепляют на его голову рога. Крискинде и Пельцникель в рождественскую ночь ходят в те дома, где есть маленькие дети. Дети должны прочитать стихотворение или молитву, спеть песню, за что Крискинде дарит им подарки. Пельцникель может наказать непослушного ребенка. В отличие от Крискинде его стараются не пустить в дом. Он ходит по улицам села, пугает и ловит гуляющих. Тех, кого ему удалось поймать, он заставляет "есть" цепи, которые на нем висят, или лук, чеснок. У верующих обязательным элементом в праздновании Рождества является торжественное богослужение. Часто к Рождеству ставят сцены из Святого писания, в инсценировке которых принимают участие дети.

На Пасху также проводится торжественное богослужение, дома украшают зелеными ветками, проращивают пшеницу, в которую укладывают крашеные яйца, пекут фигурное печенье в виде зверей. Праздник Троицы связан с культом зелени, воды и огня. Наиболее широко этот праздник отмечают пятидесятники. У немцев, в отличие от русских Троица не совпадает с Пятидесятницей, а отмечается в следующее после Пятидесятницы воскресенье. Кроме того, католики в четверг после Троицы отмечают Праздник тела Христова. "Йоганы" (праздник св. Йогана) отмечается 24 июня. Праздник урожая и праздник забоя скота ("швайнхохцайт", буквально "свинячья свадьба"), отмечается осенью. На этот праздник приглашают соседей и родственников, которые помогают резать скот. Верующие отмечают осенью праздник церкви "кирмес" и праздник благодарения за урожай "Эркданкфест".

Длительное проживание совместно с русским населением не могло не отразиться на немецкой обрядности. Так, многие немцы отмечают "русское Рождество",
"русский старый Новый год", проводы русской зимы. В с. Замелетеновка активно действует Немецкий культурный центр, который при материальной поддержке GTZ (Немецкое общество по техническому сотрудничеству, Германия) укомплектован аппаратурой, библиотекой, видеотекой и т.д. Этот центр занимается организацией многих праздников.

СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

По данным полученных в ходе экспедиционных работ материалов в структуре семейной обрядности можно выделить родильную, свадебную и похоронную обрядность. Рождение ребенка всегда было важнейшим событием и для каждой конкретной семьи, и для всей общины в целом. Поэтому рождение ребенка сопровождалось исполнением обрядов, имеющих большое значение.

В структуре родильной обрядности можно вычленить три последовательных цикла. Первый цикл предваряет рождение ребенка, ко второму относятся собственно роды, третий - послеродовой цикл. К первому циклу относятся действия, направленные на деторождение. В первую очередь это продуцирующие обряды во время свадьбы. Молодоженов во время свадебной церемонии осыпали зерном. Продуцирующее значение этого обряда связано с тем, что соприкосновение с зерном, содержащим в себе зародыш жизни, должно способствовать постоянному ее возрождению. Желая иметь первенцем сына, во время свадьбы, на колени невесте сажали мальчика.
Вплоть до настоящего времени у немцев, в большей степени, чем у окружающего русского населения, распространены многодетные семьи. Во многом это связано с религиозными представлениями, с высокой степенью религиозности немцев. У немцев существовало отрицательное отношение к прерыванию беременности. "Ребенок - это подарок Божий" - говорят верующие. Категорический запрет на прерывание беременности до настоящего времени сохраняется у меннонитов, баптистов и пятисятников. Это считается смертных грехом. Поэтому до сих пор в немецких селах не редкость семьи, имеющие 8 - 10 детей.

Как правило, в немецкой крестьянской семье беременную женщину примерно за две недели до родов ограждали от работ по дому и в хозяйстве. В это время она шила детское белье. Раньше этого срока шить детскую одежду запрещалось традицией, так как считали, что это может привести к гибели ребенка.

К беременной женщине относились с почетом и уважением. Она вела обычный образ жизни, посещала церковь или молитвенные собрания. Запреты были связаны в основном с тяжелыми видами работ. Также беременным запрещалось развешивать белье, так как считалось, что в этом случае растягивается пуповина, которая может задушить ребенка при рождении. Нельзя было вязать, так как ребенок "запутается" в пуповине, нельзя перелезать через забор, нельзя бить или пинать кошку, потому что "спинка у ребенка будет волосатая". Пищевых запретов, кроме употребления спиртного, которое немцы, особенно верующие, не употребляют, зафиксировано не было.

Второй цикл родильной обрядности не сопровождался значительными обрядовыми действиями. До 1930-х гг. женщины в немецких селах рожали дома. Обычно в каждом селе имелась женщина-повитуха, которую приглашали принимать роды. Часто роды могла принимать уже рожавшая соседка. Однако зафиксирован и обычай, при котором роды могли принимать близкие родственницы - мать или бабушка.
Как правило, роды принимала повитуха ("Hebamme"). На время родов в доме могли остаться только мать, свекровь или близкая подруга роженицы, которые помогали повитухе в подготовке к принятию родов, например, грели воду. Дети и муж уходили на время родов к родственникам, соседям. В случае тяжелых родов мужу разрешалось находиться рядом с женой, он мог держать ее за руки. Во время родов близким родственникам запрещалось работать. Считалось, что этим они сохраняют роженице силы.

Пуповину хранили как оберег. Обычно ее заворачивали в платок и хранили в комоде вместе с бельем. Считалось, что пуповина помогает сохранить ребенка здоровым. Этот обычай основан на вере в тесную связь пуповины с судьбой человека. Сохранность пуповины определяет благоприятное течение жизни ребенка, ее повреждение приводит к его страданиям. Существовало поверье, согласно которому, если пуповину девочки проткнуть иголкой, то она будет хорошо шить.

После родов ребенка купали, иногда в травяном отваре или отваре отрубей. Затем новорожденного клали в колыбель, которая стояла рядом с кроватью матери. Часто первую и вторую ночь после рождения ребенок лежал вместе с матерью. В обязанности повитухи входило не только принятие родов. В течение девяти дней после родов она навещала молодую мать, обучала ее тому, как нужно обращаться с ребенком, помогала купать младенца, стирала пеленки. За эту помощь ей, как правило, платили деньги, или в знак благодарности она могла получить, например, отрез ткани.

Рождение ребенка воспринималось как большой праздник. Родственники, соседи и друзья семьи навещали молодую мать и приносили ей в честь рождения ребенка угощение - Gevattergessen. Как правило, приносили "кухе" и кофе. В с. Замелетеновка роженице приносили шнитсуп (компот из сухофруктов с добавлением сметаны и галушек из яиц и муки). После родов женщина 9 дней лежала дома. Ей не разрешалось вставать. В эти дни за ребенком могли ухаживать мать, свекровь или сестра роженицы, если в семье были старшие дети, то матери помогала старшая дочь. Через 9 дней женщина начинала ходить, заниматься домашними работами, а также могла идти в церковь и крестить ребенка. Лютеране крестили детей до 40-го дня. До этого времени ребенка старались не показывать чужим людям. В случае смерти не крещенного ребенка на могиле не устанавливали крест.

В меннонитских и баптистских общинах женщине после родов 6 недель запрещалось посещать молитвенные собрания. Женщина в эти дни считается нечистой.
Обряд крещения ребенка проводился в церкви. В годы гонения на религию крестили по домам. Крещение в эти годы мог проводить любой из верующих, знающий как проводить этот обряд и соответствующие ему молитвы.

В церковь ребенка несли будущие крестные. В церкви младенца брал на руки священник и поливал крестообразно голову водой. При этом ребенку давали имя. Традиционно давали имена родителей, бабушек и дедушек.

Крестных выбирали родители новорожденного. Крестными могли быть близкие друзья родителей или родственники, обязательно семейная пара. Они должны были взять своего крестника на воспитание в случае несчастья с родителями ребенка. На праздники (Новый год, Пасха) крестные обязательно дарили своему крестнику подарки.

У меннонитов и баптистов крещение совершается во взрослом возрасте, обычно с 16 лет. Поэтому крестных у представителей этих религиозных течений нет.

Ответственность за судьбу осиротевших детей несет на себе вся община. Как правило, сирот на воспитание брали бездетные семьи или родственники со стороны отца детей. Например, в д. Бабайловка до войны жил Фридрих Дейдер, который был одновременно и врачом, и ветеринаром, он мог лечить и людей, и животных. Он взял на воспитание Самуила Фаста, который остался сиротой после смерти родителей. После того, как в 1937 г. Ф. Дейдера арестовали, сироту взял к себе в семью брат врача.

Свадебная обрядность имеет более сложную структуру. Ее можно разделить на три части: досвадебные обряды и обычаи, собственно свадьба и послесвадебные обряды. В прошлом досвадебные обряды и обычаи играли значительную роль. Согласие родителей на брак было обязательным, иногда парень и девушка даже не были знакомы до свадьбы. В прошлом нежелательными были браки с людьми другой веры и национальности, особенно у меннонитов. Парни в основном выбирали жену в своей или соседней деревне. Если девушка принадлежала к другой общине, религиозная община могла потребовать, чтобы она перешла в веру мужа (особенно у баптистов). Сейчас очень много национально-смешанных браков.

В прежние времена молодежь на совместных работах, праздниках, гуляниях, зимних посиделках. На посиделки обычно собиралось 10-15 девушек, подружек и родственниц. Собирались у кого-нибудь дома часов в 7 вечера и старались побыстрее прясть или вязать, так как позже приходили парни и начинались танцы. После посиделок мать проверяла, сколько сделала дочь, и если рукоделия было мало, девушку строго наказывали.

Инициативу при выборе пары проявляли мужчины, для девушки это считалось неприличным. Если парню нравилась девушка, то он мог дать ей понять об этом, поставив перед воротами березу или другое зеленое деревце (Maibaum). Девушки гадали о замужестве. Например, жгли спички: куда наклонится сгоревшая спичка, с той стороны придет жених. После того, как молодой человек и его родители определялись с выбором девушки, они засылали сватов. В настоящее время сватовство носит формальный характер, так как молодые люди сами решают свою судьбу. В традиционном обряде сватовство играло очень большую роль. Сватом ("Freiersmann", у волынских немцев - "Kuppelmann") мог быть любой знакомый или родственник жениха, главное, чтобы он был веселым человеком. Сватали обычно в пятницу или субботу, в 12 часов дня. Сваты заходили в дом невесты, клали булки хлеба на стол и начинали беседу. Чаще всего сваты произносили фразу: "У нас есть хороший бычок, а у вас здоровая телка, мы пришли ее купить".

Сваты расхваливали жениха, его положительные качества и имущество и настаивали на свадьбе. В случае отказа сваты получали пустую корзину ("Korb"). В этом случае парень считался опозоренным. Но в большинстве случаев ответ был положительным. Происходило застолье, на котором обсуждались все вопросы.
 Период между сватовством и свадьбой обычно составлял 3-4 недели. Наибольшее количество свадеб справлялось после уборки урожая, когда было много продуктов. Запрещено было играть свадьбы в пост перед Рождеством ("Advent"), в пост перед Пасхой (Fasten) или в период полевых работ. Мало свадеб игралось в мае, потому что молодые "будут маяться".

За неделю до свадьбы приглашали гостей. Приглашение устраивалось шумное и веселое. Центральной фигурой становились специальные распорядители свадебного торжества ("Hochzeitsvater" - у поволжских немцев, "Hochzeitslader" - у волынских). Они несли специальный свадебный жезл или посох, украшенный сверху цветами ("Freierstock"). Каждый, кого приглашали на свадьбу, должен был завязать цветную ленту на посох. Потом по количеству лент считали приглашенных гостей.

У волынских немцев распорядитель свадьбы приглашал гостей, сидя на лошади. Для этого случая была специально выученная лошадь, которая умела наклоняться и заходить в дом. Грива этой лошади была украшена цветами и лентами, на шее висели колокольчики. Он произносил специальное приглашение:

Ich komme nicht herein geritten.
So komme ich herein geschritten.
Und lasse mein schwarz-braunes Pferdchen draussen stehen.
Und komme herein zu Fuss zu gehen.
Glucklich rein und glucklich heraus,
Gott segnen euch alle in diesem Haus…

Приглашенные прикалывали ему на грудь ленточку или платочек в знак того, что они придут на свадьбу. Количество приглашенных было разным, в зависимости от достатка семьи, обычно приглашали всю общину, до 100 человек. Накануне свадьбы устраивали полтерабент ("Polterabend") - это вечер прощания с молодостью, аналогичный русскому девичнику и мальчишнику. У баптистов и меннонитов полтерабенд не устраивали, а накануне свадьбы устраивали "вечер подарков".

Обряд бракосочетания совершался в церкви или молитвенном доме. После венчания жених и невеста обходили всю деревню пешком или делали круг на лошадях. Если молодожены были щедрые, то они угощали тех, кто стоял на обочине. Молодые принимали поздравления, их встречали ружейными выстрелами. Мужчины обычно стреляли до тех пор, пока им не нальют водки (у лютеран).

Начиналось застолье. Жених и невеста устраивались в центре стола, по бокам рассаживались дружки. Свадебный обед прерывался танцами. В 12 часов ночи с невесты снимали венок и пели песню об ушедшей молодости "Schon ist die Jugend".

Свадьбу играли три дня. Третий день свадьбы, который иногда также называют "свадебным хвостом", устраивался для поваров и для тех, обслуживал свадьбу. Он проводился обычно в понедельник вечером. На этом свадьба заканчивалась. После свадьбы молодожены могли некоторое время жить с родителями, но затем обязательно отделялись, иначе муж не считался настоящим хозяином.

На похоронную обрядность немцев большое влияние оказали запреты на исполнение религиозных обрядов, поэтому специфических черт похоронной обрядности сохранилось немного. К специфическим чертам немецкой похоронной обрядности следует отнести бытовавшие до недавнего времени обычай хоронить неженатых и незамужних молодых людей (и детей, даже только что родившихся) в свадебной одежде, обычай делать не имевшим своего дома молодым людям (мужчинам) "дом", обмазывая могилу глиной, в нескольких селах - обычай хоронить умерших без обуви, потому что "в рай нужно идти босиком". Крест немцы устанавливают не в ногах, а в головах. У баптистов и меннонитов не приняты поминки. Ни в одной из обследованных групп немцев не принято поминать покойных ни на 9-ый, ни на 40-й день, на кладбище ходят не в какой-то определенный день, а "по случаю", когда хоронят кого-либо из общины.

СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Изучение современных этнических процессов проводилось с целью определения демографической структуры данной этнической общности, ее социальной структуры, уровней этнического самосознания, современного состояния национального языка, этнической культуры, процессов межэтнического взаимодействия. Изучение современных этнических процессов у немцев Западной Сибири было начато сотрудниками кафедры этнографии Омского государственного университета в 1989 г. Этносоциологическое обследование немецкого населения Западной Сибири проводилось несколько раз. Первый раз этносоциологический опрос проводился в 1989-1991 гг. В результате этого опроса были получены данные, фиксирующие достаточно стабильное состояние этнотерриториальной общности немцев Сибири. В этносоциологии общепринятым является проведение повторных опросов для выяснения динамики этнических процессов через 10 и 20 лет. Но, после распада Советского Союза, те экономические, политические и социальные изменения, которые произошли в нашей стране, привели и к изменению и этнических процессов. В 1990-е гг. этнические проблемы стали совершенно иными, начались массовые этнические миграции, произошли большие изменения в этническом самосознании. Поэтому в 1996-1997 гг. был проведен, по несколько измененной программе, промежуточный этносоциологический опрос немецкого населения Сибири. И, наконец, в 1999-2002 гг. был проведен плановый повторный опрос, результаты которого показывают те изменения, которые произошли за последние 10-12 лет в этнической общности немцев Сибири, самой большой на сегодняшний день этнотерриториальной группе российских немцев. Таким образом, во время работы экспедиции был завершен сбор опросных листов по современным этническим процессам у немцев Западной Сибири.

Все три опроса проводились методом стандартизированного интервью, поэтому результаты опросов вполне сравнимы. Отличия состояли лишь в том, что во время второго опроса в опросный лист были включены вопросы, касающиеся эмиграции, ставшей на тот момент одной из наиболее актуальных проблем для российских немцев. Во время последнего опроса опросный лист был дополнен блоками вопросов по этническим стереотипам и национально-культурному развитию.
Первый и второй этносоциологические опросы проводились в одних и тех же районах для получения сопоставимых данных. Во время первого опроса было опрошено 1500 человек, во время второго - 1302 человека, из них, во время прошедшей экспедиции - 422 человека. Опросный лист состоял из 94 вопросов.
Сравнительный анализ результатов последнего опроса с опросом 1989-1991 гг. показывает, что, прежде всего, изменился этнический состав немцев Сибири. В результате эмиграции в Германию доля местных уроженцев снизилась с 71,8% до 48,7%. Основную массу приезжих составляют мигранты из Казахстана. Если по данным первого этносоциологического опроса при определении этногрупповой принадлежности респондентов, "казахстанскими немцами" никто из опрошенных себя не называл, то при проведении повторного опроса группа "казахстанских немцев" составила 6,1% от общего числа опрошенных. Следует учесть и то обстоятельство, что значительная часть немцев, приехавших из Казахстана, называет себя "поволжскими немцами". Самую значительную долю (46,2%) среди опрошенных составляют немцы, назвавшие себя "сибирскими". Это свидетельствует о ходе процессов этнической консолидации на основе общей территории проживания. Кроме "сибирских" и "казахстанских" немцев, респонденты называли себя "поволжскими" (21,5%), "украинскими" (5,7%), "волынскими" (4,5%) немцами, меннонитами (11,1%) и др.

В стабильных условиях процессы этнической консолидации должны были привести к увеличению доли "сибирских" немцев в составе этнотерриториальной общности немцев Сибири. Однако, в результате массовой эмиграции немцев в Германию, этого не произошло. Доля немцев, назвавших себя "сибирскими" в 1989-1991 гг., составляла 45,4%, то есть за прошедшее с момента первого опроса время она практически не изменилась. Моноэтничность немецких сел нарушена, и в настоящий момент они представляют собой явление совершенно иного порядка, нежели десятилетием раньше.

До начала массовой эмиграции немецкие населенные пункты Сибири были однородными по своему этническому составу. В большинстве немецких сел и деревень проживали потомки нескольких, приехавших в конце 19-начале 20 вв. и разросшихся семей и немцы, депортированные из Поволжья. Многие жители села могли носить одну фамилию: Грабовские - Бабайловке, Фризен - в Масляновке и т.д. Благодаря тому, что существовал запрет на межконфессиональные браки, определенные эндогамные круги, произошло сложение семейных кланов, по крайней мере, в тех населенных пунктах, где немцы составляли большинство. В настоящее время ничего подобного не существует. Даже в тех населенных пунктах, где немцы являются этническим большинством, значительную часть из них составляют приезжие. Единственное исключение в этом году - д. Бабайловка, где существует довольно стабильный этнический состав немцев.

Произошли изменения в языковой сфере. По данным последнего опроса, родным языком немецкий язык назвали 71,2% опрошенных. Изменилась ситуация с языковой компетентностью: с одной стороны, с 3,4% до 8,2% выросла доля немцев, не владеющих немецким языком. С другой стороны, до 51,1% выросла доля респондентов, владеющих немецким языком свободно, что, несомненно, связано с проводимой в последние годы работой по совершенствованию преподавания немецкого языка.

Читают газеты и журналы на немецком языке 10,3% опрошенных немцев. На вопрос "Каких поэтов и писателей своего народа Вы знаете?" положительно ответили 49,7% опрошенных. На вопрос о знании сказок, легенд своего народа положительно ответили 15% опрошенных.

По сравнению с периодом десятилетней давности, произошли изменения и в сфере этнической культуры. Так, увеличилось число людей, празднующих народные и религиозные праздники. Например, если по данным опроса 1989-1991 гг. Пасху праздновали 78,0% опрошенных, Рождество - 54,9%, то по данным опроса 1999-2001 гг. - 87,2% и 84,3% соответственно. С 75,0% до 91,8% выросла доля лиц, одобряющих обряд крещения. Эти тенденции, конечно, связаны с большей религиозной свободой в стране по сравнению с предшествующим периодом. Увеличилось, хотя и незначительно, число лиц, празднующих свадьбу по народным традициям, причем, наши респонденты подчеркивали, что это традиции именно немецкие. Часто приходилось слышать фразу: "Мы стараемся вспомнить то, что наши деды старались забыть".

Достаточно заметными являются изменения при анализе данных похозяйственных книг сельских администраций немецких населенных пунктов десятилетней давности и современными. Во-первых, резко снизилась доля немцев во всех населенных пунктах. Во-вторых, расширился пофамильный состав жителей. И в третьих, немцы по-прежнему заключают большое количество национально-смешанных браков (по данным архива ЗАГС Омской области в 1991 г. 68,3% всех браков, заключенных немцами были национально-смешанными). Но если раньше в похозяйственных книгах национальность детей в национально-смешанных семьях указывалась почти исключительно не немецкая, то сегодня ситуация прямо противоположная. Практически все дети в национально-смешанных семьях, независимо от того, кто является по национальности немцем, отец или мать, записаны немцами. На наш взгляд, это связано не только с эмиграционными настроениями части немцев Сибири (по данным последнего опроса намерены уехать в Германию 50,0% опрошенных, 44,4% уезжать не хотят и 5,9% затруднились ответить), но и возросшим этническим самосознанием немцев.

В заключение следует сказать следующее. Ведущими у немцев Сибири в настоящее время необходимо признать этноэволюционные процессы межэтнического характера, и, прежде всего, этническую ассимиляцию. Факторы, определяющие течение ассимиляционных процессов следующие: во-первых, развитие немецко-русского двуязычия, которое превратилось в массовое стойкое явление и может считаться этническим признаком российских немцев. Во-вторых, это влияние русской культуры на немецкую традиционную культуру. И, в-третьих, это глобальный процесс урбанизации, при котором традиционная национальная культура уходит в прошлое, а ее воспроизводство, восполнение, "подпитка" происходит в силу национального культурного вакуума за счет общероссийских эквивалентов.

Подобные стремительное изменение этнической ситуации требует появления мобильных образовательных, языковых и культурных программ, направленных на развитие языка и культуры российских немцев в местах их компактного проживания.

РЕЛИГИЯ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Немецкое население Сибири в целом, и в обследованных в ходе экспедиционных работ в этом году населенных пунктах, по своему конфессиональному составу является сложным. В настоящее время осталось очень мало немецких населенных пунктов, жители которых относились бы к одной конфессии. Причин этого явления можно назвать несколько.

Во-первых, в результате социально-экономических изменений в стране (коллективизация, укрупнение колхозов и совхозов, ликвидация "неперспективных" деревень) произошло уменьшение количества немецких населенных пунктов. Были ликвидированы хутора, жители мелких населенных пунктов переселялись в более крупные деревни и села. Большинство из них сохраняло свою конфессиональную принадлежность, поэтому в крупных немецких селах существуют, как правило, две, а то и три религиозные общины.

Во-вторых, при депортации немцев Поволжья, они размещались преимущественно в уже существующих немецких деревнях, этнический фактор при этом властями учитывался. Но не учитывался фактор религиозный. Поэтому депортированные католики и лютеране оказались не только в католических и лютеранских селах, но и менонитских и баптистских. Часть депортированных немцев была размещена в русских деревнях с православным населением.

В-третьих, в послевоенное время, и особенно, в последние десятилетия, весьма активной была миссионерская деятельность некоторых сект, которая привела к образованию в немецких селах новых религиозных общин. Особенно это относится к баптистам, пятидесятникам и адвентистам.

В-четвертых, начиная с 1990-х гг. происходит массовый выезд немцев в Германию. С другой стороны, происходит миграция "русскоязычного населения", среди которого немало российских немцев, из Казахстана на территорию Сибири. Вселяются мигранты, как правило, в немецкие населенные пункты, поскольку здесь существует развитый рынок жилья. Конфессиональный состав мигрантов довольно пестрый, но преобладают в этом потоке православные. Это приводит либо к образованию православных приходов в немецких селах, либо приезжие пополняют ряды местных сектантов.

Процесс эмиграции немцев в Германию привел к очень большим изменениям религиозной жизни. Еще 10 лет назад языком богослужения во всех общинах был немецкий язык. В настоящее время службы практически во всех общинах ведутся на двух языках - русском и немецком. Сначала читается проповедь на том языке, который понимает и практикует большинство общины, потом говорится то же самое, но на втором языке.

В результате действия всех этих факторов сложилась ситуация, когда в подавляющем большинстве немецких населенных пунктах действует несколько религиозных общин. В частности, в д. Бабайловка проживают лютеране и баптисты, в д. Помогаевка - лютеране и католики, в дд. Смоляновка и Масляновка - меннониты и баптисты, в с. Замелетеновка - баптисты, лютеране, пятидесятники и т.д.
Каждая община имеет свой молитвенный дом. Под молитвенные дома в сельской местности приспосабливают, как правило, жилые дома, но это может быть и помещение бывшего детского сада, бывшей котельной и т.д. Интересно, что во многих селах помощь верующим при выделении помещений оказывали главы местных администраций и колхозов, причем делали это охотно, рассуждая так, что пусть лучше верующие собираются открыто, чем подпольно и что там, где действует община, порядка и дисциплины больше.

Процесс взаимодействия религиозных общин может протекать по-разному. Иногда происходит слияние их деятельности, или начинает превалировать одна конфессия. Особенностью многих религиозных общин является их смешение, отсутствие четких разграничительных признаков.

Так, например, в д. Помогаевка проживают вместе немцы, как лютеране, так и католики. Обе общины довольно малочисленны, лютеранский пастор, как и католический священник приезжают редко, только на большие праздники. В связи с малочисленностью, верующие обоих вероисповеданий на службу собираются вместе. Служба проходит в виде молитвенного собрания, где верующие вместе молятся, читают и разбирают Библию, поют религиозные песни. Также вместе отмечаются основные праздники - Рождество, Пасха, Троица. Если приезжает священник определенной конфессии, то на проводимую им службу могут прийти верующие и другой конфессии, но детей крестят только у священников своей конфессии.

Практика совместных богослужений привела к тому, что верующие затрудняются назвать отличия в вероисповедной практике различных конфессий. Но, несмотря на это, у верующих сохраняется выраженное конфессиональное самосознание.
Сближению различных общин способствовали те ограничения и преследования, которые существовали в годы советской власти. Они привели к перемещению религиозной жизни людей в основном во внутрисемейную сферу. Разрушение храмов, и православных, и лютеранских, привело к тому, что верующие стали собираться по домам и проводить молитвенные собрания, как это делают баптисты и пятидесятники. Обрядовая сторона религиозной жизни в это время практически исчезла. В сельских общинах, например, практически не проводили конфирмацию. Служба, как и у баптистов, ограничивалась молитвами, пением песен.

С целью выяснения степени религиозности и ее влияния на межконфессиональные отношения был проведен опрос верующих в немецких населенных пунктах. Опрос проводился при помощи опросного листа, состоящего из 24 вопросов. Всего было опрошено 96 человек.

Подавляющее большинство верующих исповедуют ту же веру, что и их предки. Совпадает конфессия с вероисповеданием предков у 91,6% респондентов, нет - у 6,3%, затруднились ответить - 2,1% опрошенных. Доля респондентов, посещающих церковь - 33,3%, из них часто (три раза в неделю по средам, субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни) - 14,6%, не посещают церковь - 66,7%. Во многом такое большое количество опрошенных, давших отрицательный ответ на этот вопрос, связано с отсутствием церкви (католической и лютеранской) и с тем, что баптисты, пятидесятники и меннониты посещают не церковь, а молитвенный дом.
На вопрос "Как часто Вы читаете Библию?" ответы распределились следующим образом: часто читают Библию, практически каждый день - 24,0% респондентов, редко, не чаще 1 раза в месяц - 48,0%, очень редко, в исключительных случаях - 28,0%.

На вопрос "Смотрите ли Вы религиозные телепередачи?" утвердительно ответили 81,3%, отрицательно - 18,7% респондентов. Просмотр телепередач более популярен, чем чтение религиозной литературы. На первом месте по популярности стоит передача "Слово пастыря", ее смотрят более половины опрошенных. На втором месте - трансляции пасхальных и рождественских литургий, на третьем - кинофильмы по библейским сюжетам. Около 20% опрошенных смотрят другие телепередачи, например, "Победоносный голос верующего".

В ходе опроса выяснилось, что 30% респондентов отмечают праздники сразу по двум календарям, юлианскому и грегорианскому. Чаще всего это происходит в конфессионально-смешанных семьях, но не является редкостью и в целом у немцев. Вместо традиционного для немцев "Palmsonntag" местные немцы отмечают Вербное воскресенье. Большое влияние со стороны русского населения испытала обрядовая пища.

Ответы на вопрос "Какие действия неприемлемы для верующего человека?" сведены в таблицу:
 


Неприемлемые действия

%

Прерывание беременности

76,0

Употребление спиртного

66,7

Курение

65,6

Предохранение от беременности

42,7

Посещение увеселительных мероприятий

40,6

Просмотр определенных телепередач

33,3

Другое

8,3

Приемлемо все, запретов нет

11,5

Один из вопросов, имевший целью выяснить характер взаимоотношений между конфессиями, был поставлен следующим образом: "Как Вы относитесь к возникновению новых религиозных общин в вашем регионе?" Часть респондентов под "новыми религиозными общинами" понимала представителей т.н. "новых религий", появление и бурный рост численности и влияния которых является одной из наиболее острых проблем современной конфессиональной ситуации. Доля протестантов, положительно относящихся к появлению новых религиозных общин - 50,0%, отрицательно относятся к этому явлению - 31,3%. У 18,7% респондентов зафиксировано нейтральное отношение к этому явлению. При изучении ответов на этот вопрос, а также учитывая современную тенденцию снижения числа приверженцев традиционных конфессий (например, в Германии число прихожан традиционных конфессий упало до 7% населения) и роста новых религиозных движений представляется весьма актуальной дальнейшая разработка проблемы межконфессиональных взаимоотношений.

© Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ, 2002 г.


Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2016